Раскопки древнего римского и византийского города, известного сейчас как Ум-эр-Расас, не пользуются большой популярностью среди туристов, даже несмотря на то, что они расположены неподалеку от известной своими многочисленными мозаичными полами Мадабы, и, вообще говоря, совсем рядом с аэропортом. В 2004-м году эти руины были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но даже это не сильно помогло. Почему же никто особо сюда не стремится? Ответ прост - смотреть тут особо не на что.
Как водится, человек поселился в этих местах весьма давно.
Есть все основания считать, что это произошло еще в Бронзовом веке, и продолжалось в Железном.
Ученые не исключают, что мифический Мефаат, упомянутый в Библии, располагался как раз здесь.
В II веке император Траян понастроил дорог, а чтобы по ним было безопаснее передвигаться, основал множество военных лагерей с постоянными дежурными гарнизонами, готовыми дать леща всем, кто обижал путешественников. Один из них находился в Ум-эр-Расасе.
Стены лагеря.
Внутри них сохранились кое-какие постройки, но, по большому счету, его внутренности представляют собой груду камней.
После разделения Римской империи город отошел Византии и отдался во власть христианства. Церкви выросли, как грибы после дождя.
Обнаружены десятки церквей. Где они брали посетителей в таком количестве?
Эти самые церкви и являются главной ценностью Ум-эр-Расас; точнее, ценностью являются их полы. Мозаичные полы.
Особенно выделяется среди них церковь св. Стивена.
Украшающие ее мозаики столь хороши, что стали основной причиной попадания в список Всемирного наследия.
Ни в Мадабе, ни на горе Небо, ни где-либо еще в Иордании ничего столь же масштабного больше нет.
Традиционно, основной мотив декоративно окантован, и тут мы снова имеем дело, как и в Мадабе, с «географическими» сюжетами.
Еще пример.
Для обычных тем тоже нашлось место.
Почти что бытовуха.
Надо сказать, что почти все найденные церкви были оборудованы подобной красотой, но она или погибла еще во времена начала правления мусульман (жестоко расправлявшихся с любыми изображениями людей и животных), или попрятана сейчас под слоем песка для сохранности, пока не будет создан защитный навес (или пока ее не отвезут в музей Аммана, тут уж как повезет).
Собственно, вот и все, что тут есть визуального.
Все остальное низменно и не презентабельно.
Более того, большая часть сайта все еще не раскопана, а то, что вскрыто, выглядит крайне неряшливо.
Это вам не Эфес какой-нибудь, где все вылизано, поставлено вертикально и расчищено для удобства экскурсионных групп.
За вход берут денег, и даже буклетик выдают, но в нем нет толковой карты, как и указателей (ну, или они есть, но указывают как-то хаотически, не вызывая к себе доверия).
Ах да, в полутора километрах от основного места раскопок находится нечто, известное как Башня столпника.
Некоторые христианские деятели избирали особый вид самоистязания - непрерывную молитву на вершине башни, в изоляции (относительной) от остального мира; это одно из таких мест.
Напоследок - один из охранников.
В общем, по Ум-эр-Расасу вполне можно побродить, но все же удовольствие от этого можно получить только при условии очень большой любви к полузаброшенным руинам и сопутствующим неудобствам.