Замок Монреаль был построен в ту бурную эпоху, когда данной территорией на какое-то время овладели европейцы, прибывшие сюда под эгидой крестовых походов. Первый камень в основание будущей твердыни заложил никто иной как Балдуин I Иерусалимский, сделавший немало для расширения христианских земель на Востоке и для защиты паломников.
По мощи и размерам Монреаль уступал находящемуся севернее Кераку, но все же являлся достаточно грозным опорным пунктом крестоносцев.
Наличие Монреаля позволяло Болдуину контролировать торговые пути и паломнические тропы; естественно, купцы и путешественники к святыням должны был платить налог за проход через эти земли, что, в принципе, приносило неплохой доход.
В середине XII века замок переходит к печально известному Рено де Шатильону, человеку весьма неоднозначных моральных принципов, прожившему до неприличия незаурядную жизнь.
Например, он не гнушался грабежей караванов, хотя король Иерусалима гарантировал безопасность купцов.
Также он промышлял набегами на окрестные земли, а однажды чуть было не добрался до самой Мекки, и только брат Саладина с громадной армией сумел остановить Рено, сильно потрепав его войско.
Ненависть к мусульманам у Рено была в крови - он провел с дюжину лет в заточении в Сирии (долгое время никто не собирался вносить ни единого евроцента в качестве выкупа за него, настолько все считали его засранцем). Его столкновение с Саладином, успешно в тот период объединявшим Восток под своим началом, было просто вопросом времени.
Атака на Мекку стала финальным триггером, запустившим большую войну, приведшую к захвату Иерусалима, исходу христиан и падению всего Иерусалимского королевства. Рено тоже досталось - Саладин собственноручно отрубил ему голову.
Разделавшись со столицей, Саладин приступил к мелким замкам. На Монреаль у него ушло почти два года, поскольку крутые склоны холма не позволяли приладить стенобитные машины, и пришлось ограничиться обычной непроницаемой осадой.
Гарнизон Монреаля сражался с упорным героизмом, а нежелание сдаваться довело их, по слухам, до продажи собственных жен и детей за еду.
Страшно представить себе, что чувствовали находящиеся тут люди, без всякой надежды на помощь извне, в окружении громадной вражеской армии, готовой использовать малейшую слабость...
В 1189-м году замок пал. Позже он был захвачен мамелюками и слегка восстановлен, но, в целом, прибывает в руинах уже много столетий.
Автопортрет.
Утверждается, что тут даже раскопок толком не проводилось.
Замок местами реконструирован на скорую руку, но все же слишком разрушен для того, чтобы произвести сильное впечатление.
А вот издалека Монреаль выглядит внушительно до сих пор.
Окружающий пейзаж.
Сама безжизненность.
В общем, Монреаль не является обязательным к посещению (да и не стремится быть таковым, хотя тут есть необходимая инфраструктура), но ощутить дыхание истории позволяет.