Свой набег на Иорданию мы осуществили в составе туристической группы (для нас такой метод путешествия теперь не слишком свойственен, но самостоятельно передвигаться по этой стране мы поостереглись, как оказалось - напрасно). Следствие - многое оказалось или упущенным, или скомканным, ибо не укладывалось в стандартные планы.
Столицу Иордании (на картах вы ее можете найти под названием Амман) мы видели лишь мельком, и успели посетить только древнюю ее часть, известную как Цитадель.
Земля под Цитаделью всегда казалась привлекательной для представителей человеческой расы, еще в восьмом тысячелетии до н.э. строивших тут свои хижины. Где-то в VIII столетии все еще прошлой эры у места появилось название - Раббат Амман.
Чем ближе к рождению Христа, тем больше становился список владельцев здешних земель. В нем можно найти ассирийцев с персами, греков, набатеев и римлян.
Птолемей II Филадельф, ловко произведя захват Раббата Аммана, переименовал его в Филадельфию, в честь себя, любимого.
В 106-м году по-прежнему прошлой эры Филадельфия попала под римскую власть. Римская власть включила ее в Декаполис (наряду с Скифополисом, Герасой и другими городами).
Римская власть также озаботилась строительством достопримечательностей. Главная из них - храм Геркулеса, появившийся в период с 161-го по 180-й года (в Риме как раз восседал на троне Марк Аврелий).
Кому именно посвящен храм, ученые установили по найденным на его территории монетам, что, наверное, не является стопроцентной гарантией. Кстати, колонны, сейчас определяющие облик всей Цитадели, долго находились в лежачем состоянии и выпрямились только в 1993-м году.
Постройку еще называют Великим Храмом Аммана, что, на мой взгляд, более безопасно.
В 326-м году в Римской Империи наступает всеобщее христианство, и Филадельфия становится местом епархии. В VI-VII веках появляется соответствующая церковь.
Приходится довольствоваться лишь ее фундаментами и куцыми коринфскими колоннами.
В середине седьмого века город завоевывается арабами, принимает ислам и, примерно столетием позже, строит новый дворцовый комплекс для начальства, Омейядов.
Особенно хорошо сохранились приемные покои дворца, украшенные восточными каменными узорами.
А вот остальные помещения до наших дней дойти не сумели, не пережив нескольких мощных землетрясений.
Собственно, они напрочь уничтожили Амман, и к 1881-му году здесь была только малюсенькая деревня с горсткой жителей.
Даже сейчас в Цитадели ведутся активные раскопки, а на столах городских властей лежат планы масштабных реконструкций. Все найденное в результате земляных работ попадает в расположенный тут же Археологический музей.
Из экспонатов музея нам приглянулись больше других следующие.
Отличный саркофаг, выглядящий в разы человечнее традиционного деревянного ящика.
Венер Милосский.
Еще небезынтересен данный череп, принадлежащий какому-то нашему предку из незапамятных времен бронзового века. В нем очень ровненько просверлены дырочки - ученые поспешили заявить на основании их наличия об умении тех людей проделывать трепанации.
Мы стали спрашивать - чем сверлили и зачем. Ученые не стали отвечать. Из группы также кто-то поинтересовался, а выжил ли в результате этот пациент? Его любопытство тоже осталось неудовлетворенным.
Также в наличии есть небольшой садик.
В садике растет умеренное количество цветов.
Надо было бы еще спуститься с горы и взглянуть на амфитеатр (один из самых здоровых на Ближнем Востоке), но, увы, приходится следовать ограничениям экскурсионного графика и отправляться восвояси.