В эпоху, когда еще не было самолетов, дирижаблей и даже воздушных шаров, и мощеные дороги были проложены далеко не везде, огромную роль играли торговые пути и люди, способные доставить груз на большие расстояния. В античные времена, в далекой Азии, как и сейчас, производились всевозможные диковинки, востребованные в цивилизованной Европе (находившейся тогда в границах Римской империи), и попадали они в полисы не волшебным образом, а в результате непростой транспортировки через горы, леса и пустыни. На доставке грели руки многие народы, и одними из самых успешных в этом бизнесе стали набатеи.
Проходивший по пустыне Негев через их территорию маршрут получил название Дорога благовоний.
В 2005-м году он весь целиком вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нашу редакцию интересует, конечно же, архитектурная составляющая этого объекта. Набатеи оставили после себя руины четырех городов, одним из которых является герой этой галереи, Мамшит.
Крупнейшим памятником Набатейского царства, безусловно, до сих пор остается потрясающая Петра, но города вроде Мамшита дают нам представление о состоянии дел в провинции богатой метрополии.
Основавшие город дельцы преследовали две основные цели.
В первую очередь, нужен был удобный пункт отдыха для караванов на пути из Южной Аравии к средиземноморскому побережью.
Караваны были огромными, растягивались на тридцать километров, и, конечно же, для их обслуживания не годилась какая-нибудь одинокая корчма в пустыне.
Некоторые колонны насчитывали до трех тысяч верблюдов. Трех тысяч!
Во-вторых, царство надо было обеспечивать пищей. Овладев искусством строительства хитрых оросительных систем, набатеи сделали Мамшит одним из центров сельскохозяйственной деятельности.
В начале первого тысячелетия торговля между Римом и Индией процветала; процветал и Мамшит.
Баня. Хочется верить, что для людей, а не для скотины.
По нынешним меркам, успех Набатейского царства полностью зависел от транзита. Нет транзита – нет доходов – нет царства.
В концу III столетия торговля между угасающей империей и далекой страной шестируких шлюх стала сходить на нет, с ними в песок стали утекать богатства.
Окончательно подкосили Мамшит землетрясения; они были похожи на нокдауны, и после очередного город уже не смог оправиться. Невидимый рефери отсчитал положенное время, и от былого статуса не осталось и следа.
Под занавес ситуацию попыталась выправить Византия, построив для этой цели несколько церквей.
Похоже, церкви сейчас являются чуть ли не главным украшением руин города.
Их остатки придают всему некую визуальную осмысленность.
Но то была моральная поддержка, а нужна была физическая.
Ослабленный центр оказался не в состоянии защищать окраины, и когда на горизонте появились арабы, жителям оставалось только собраться в храмах и молиться о чудесном спасении.
Мамшит пал в 634-м, и вскоре исчез с карт цивилизованного мира.
По правде говоря (а редакция старается придерживаться такого принципа), руины не выглядят такими уж интересными, или, например, чрезвычайно насыщенными деталями.
Да, есть мозаики и росписи на стенах, но и тех, и других совсем немного.
Пример.
Еще пример. Этим буквально все и исчерпывается.
Но хоть окружающие виды небезынтересны.
В целом же археологический парк можно оценить на твердую троечку; он не про величие или изысканность, а про бытовуху и провинциальность. Если вам такие аспекты любопытны, то скучно (как и редакции) в Мамшите не будет.