Лучший подарок самому себе на день рождения (с подозрительной постоянностью случающийся ровно каждый год) - прогулка по какой-нибудь достопримечательности, внесенной в список Всемирного наследия (содержащий почти тысячу источников вдохновения). Я, как и другие безобразно обычные люди, люблю поздравления, но даже самые лучезарные улыбки и несбыточно приторные пожелания не могут заменить дрожь от того, что твоя нога вступает на территорию, упоминаемую еще в Торе.
На юге Израиля процветает большой город Беэр-Шева с населением в четыреста тысяч пейсов, но интересен не он, а его предшественник, расположенный на холме, северо-западнее, и именуемый Тель Беэр-Шева.
От первых упоминаний в литературе и газетах до сегодняшнего дня прошло почти 3700 лет; возраст более чем почтенный.
Библия утверждает, что именно тут Авраам и Исаак вырыли свои колодцы, а последний заключил сделку с Авимелехом, царем Герары, подкрепив ее жертвоприношением в размере семерых овец. Название Беэр-Шева («Колодец семерых») является отражением этих достопамятных событий.
Ученые провели вскрытие холма и обнаружили более двенадцати культурных слоев, от медного века до византийского периода.
Сперва люди просто селились в землянках, но постепенно возводили все более смелые по архитектурному замыслу сооружения. В конце концов, Беэр-Шева превратился с мощный стратегический укрепленный город, способный вместить около пятисот человек, проживавших в шестидесяти домах.
С холма местность легко проглядывается (а значит - и простреливается).
История существования города прерывается где-то в римский период, когда, похоже. и состоялся его перенос с холма на нынешнее место.
Теперь можно, забравшись на специальную смотровую площадку, окинуть руины города одним, максимум двумя взглядами.
Тель Беэр-Шева считают одним из наиболее сохранившихся древних израильских городов, но пусть этот эпитет никого не обманывает, ведь время еще более безжалостно, чем люди, и его стараниями уже почти ничего не осталось.
Вход в город.
Самая интересная постройка - система сбора воды. Увы, попасть в нее мне не посчастливилось, поскольку за день до этого по стране широкой поступью прошел ливень, сделавший посещение колодца опасным для жизни, даже самой жалкой.
Окружающую природу трудно назвать красивой, да и провода ее нисколько не украшают...
В целом, Тель Беэр-Шева выглядит несколько слишком фундаментально, хотя ему такое состояние вполне простительно. Место не лишено кое-каких прелестей (тот же проклятый колодец), но все же явно рассчитано на поклонника археологии, чем на обычного, жадного до зрелищ туриста.