Ливан, истерзанный кошерным соседом за грехи вооруженной группировки Хезболла, сейчас пропал с радаров туристических агентств, как несколько ненадежный, хотя и более безопасный, чем охваченная навязываемой демократизации Сирия или погрязшая в междоусобных разборках Ливия. В глубине его, впрочем, находится причина, достаточная для того, чтобы перебороть легкий страх (тем более что он оказался необоснованным), и прокатиться по дорогам страны (что само по себе является волнительным приключением). Речь идет о долине Бекаа и прекрасном и, как утверждается, загадочном Баальбеке.
Этот храмовый комплекс попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1984-м году, и организацию можно понять - масштаб руин не может не впечатлять.
Считается, что город был основан и населен финикийцами, но никаких сведений о нем не встречается до момента появления тут Александра Македонского, задумавшего совладать с Сирией.
Один из наследников Александра, Птолемей, оставшийся за главного в Сирии, переименовал город в Гелиополис.
Утверждается, что уже тогда он был крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Баалу (отсюда название) и Дионису.
И все же именно благодаря римлянам Баальбек сейчас столь знаменит (хотя и не настолько, как руины в Турции или Тунисе).
За пару веков зодчие Римской империи возвели несколько величественных храмов, размерами легко затмевающих, скажем, отнюдь не самый маленький Парфенон, украшающий Афины.
Крупнейший из них - храм Юпитера, представленный сейчас лишь шестью колоннами и грудой обломков.
Все указывает на то, что строился он на основании, оставшемся со времен мифических и почти волшебных, поскольку оно представляет собой совокупность блоков весом по 150 и более тонн, уложенных точнехонько и ровнехонько, так что и иголку между ними не всунешь. Как это было проделано - технологическая загадка.
Храм Вакха оказался более стойким.
Тот самый случай, когда воображение включать не нужно - все и так на месте.
Декор угла.
Строилось все это в период, считающийся апогеем имперской архитектуры Рима.
Этому великолепию более двух тысяч лет.
Потолочные плиты храма.
Украшение перемычки над входом.
Вообще, деталей тут полно повсюду.
Подобное встречается сплошь и рядом.
Но все же на них мало обращаешь внимание, когда вокруг колонны в лежачем и стоячем положении.
Особенно сильное впечатление производит просторный Большой двор.
Площадь эта получилась поистине монументальной.
Октогональный двор также любопытен, хотя и несколько хуже сохранился.
Огромные Пропилеи при входе сразу настраивают на ожидание чего-то невероятного (по крайней мере - по размерам).
Весь этот шик и блеск просуществовал где-то до VII века, когда арабы покорили здешние земли и принялись перекраивать действительность под новые мусульманские реалии.
Комплекс попытались превратить в крепость, а кое-какие здания переоборудовать в мечеть, но постепенно от всего этого отказались, и уже к XVI столетию Баальбек стал известным в Европе туристическим объектом, где старались побывать все странствующие персоналии.
Забавно, что сейчас, ввиду описанных выше причин, тут почти никого не встретить, и местные торговцы сувенирами (в том числе футболок с надписью «Хезболла») приуныли и откровенно скучают.
В общем, ничего пугающего в постах этой организации нет, и для туриста совершенно прозрачно, кто на этой территории самоуправствует. Смелее, ведь Баальбек совершенно точно стоит того, что так далеко забраться.