Город Тир (на арабских картах его чаще можно встретить под именем Сид) имеет весьма древнюю историю, уходящую седыми корнями в глубину веков; считается, что он был основан финикийцами где-то три тысячи лет назад, но сами они были уверены, будто их Цор (тогдашнее наименование) гораздо старше, и появился благодаря полубогам-полугероям. Чаще всего Тир вспоминают в связи с героической обороной от полчищ Александра Македонского, поскольку только он из всех финикийских городов решился на военное сопротивление (в отличие от этих тряпок Библа и Сидона, сдавшихся без боя). Александр вызов принял, и за семь месяцев все же справился с поставленной задачей, для чего ему пришлось построить к острову, где находился Тир, дамбу силами своих войск и местных жителей.
Все это предания далеких времен; среди туристов же Тир ценится сейчас за более поздний период своей истории, римский, от которого тут сохранилось столько любопытных артефактов, что ЮНЕСКО еще в 1979-м году посчитало необходимым внести его в свой список Всемирного наследия. Археологических зон тут несколько, и расположены они на значительных расстояниях друг от друга, что позволяет ощутить масштаб римского полиса.
Первая зона позволяет пройтись по одной из центральных улиц античного Тира, украшенной колоннадой с обеих сторон.
Такая улица есть почти в каждом приличном римском городе, и особенно приятно, если сопутствующим колоннам возвращено вертикальное положение.
Здесь была сосредоточена богемная жизнь Тира. Например, тут был театр, и, в отличие от других мест, он имеет параллелограммную форму.
Театр располагался прямо рядом с главной улицей.
По сторонам размещались общественные здания и просто площади с фонтанами. Вот остатки одного из них.
На главной улице также располагалась палестра (частная гимнастическая школа, где молодые мальцы неглиже тренировались различным видам спорта), от которой сохранился фрагмент колоннады.
Тут и там лежат фрагменты, некогда украшавшие сооружения.
Смущает, правда, наличие погребальных саркофагов, ибо римляне хоронили усопших исключительно за пределами городских стен (или, если их не было, за условной чертой города). А тут ведь самый центр!
Хотя, конечно, саркофаги изготавливать они умели, и традиция выставлять их напоказ вполне оправдана.
Фрагментарно уцелели и мозаики.
Второй здоровый открытый для публики участок - триумфальная арка, ставшая символом города, и обширный римский некрополь.
Количество саркофагов тут зашкаливает все мыслимые пределы, но, по крайней мере, их присутствие здесь оправдано.
Ничего ценного в них уже очень давно нет...
Однако, поговаривают, что в некоторых из них до сих пор пылятся кости настоящих хозяев.
Колумбарий. Не все могли позволить себе (или родственникам) отгрохать шикарное погребальное помещение, приходилось довольствоваться вот такой теснотищей.
Некоторые монументы были в пару этажей высотой, и невольно проникаешься уважением к обитавшим там останкам.
Настоящие хоромы для мертвых.
А вот и та самая триумфальная арка. Канонический кадр, напрочь испорченный ремонтом.
От нее до самого моря тянулась окруженная колоннами улица, а с одной стороны проходил еще и акведук - знатная была магистраль.
Чуть в стороне располагался громадный ипподром, один из величайших в империи.
Имеет почти полкилометра в длину.
Ипподром, между прочим, используется и в наше время, хотя и не так активно.
Опять же, мозаики кое-где сохранились, орнаментальные.
Есть в Тире еще один фрагмент, относящийся одновременно к античности и средневековью - в XII столетии крестоносцы возвели на месте рухнувших римских храмов католическую церковь.
От нее осталось, как кажется, даже меньше, чем от римских построек.
В общем, с археологической точки зрения тут все хорошо. А вот про все остальное следует небольшое продолжение...