В 2010-м году довелось исходить Синтру вдоль и поперек, но из-за обилия архитектурных памятников (не зря же этот пригород Лиссабона занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) на один дворец, стоящий несколько на отшибе, не хватило времени. С тех пор прошло почти десять лет – достаточно, чтобы, наконец, закрыть данный пробел. Итак, Мосеррат.
Молва и документы в один голос утверждают, что здесь стоял незначительный мавританский замок, сметенный в результате Реконкисты. На его руинах христиане построили небольшую часовню. В XVI веке в нее наведался монах-бенедиктинец Гаспар Черный, до этого совершивший паломничество в каталонский Монсеррат. Это именно ему в голову пришла светлая идея дать часовне такое имя, впоследствии распространившееся на все ее окружение.
В 1601-м году эти земли были сданы в аренду богатой семье, позже, не без коррупции при дворе, выкупившей их в собственность. Была построена шикарная вилла, но великое Лиссабонское землетрясение обратило ее в прах, а денег отстроить ее заново уже не было. В 1790-м Мосеррат переходит в руки англичан.
Первый из них, Джерард Де Визму, отгрохал неоготический дворец.
Следующий, Уильям Бекфорд, душу вложил в пейзажный парк.
Слегка состарившись, имение приобрело романтический оттенок, вызывавший у людей тонкой душевной организации творческие порывы. Например, пару месяцев здесь гостил Байрон, и вдохновился на несколько строчек из Паломничества Чарльза Гарольда.
Но настоящий прорыв случился при Френсисе Куке, прибывшим в Португалию еще совсем молодым, но весьма амбициозным человеком двадцати четырех лет от роду, превратившим Монсеррат в то, что мы видим сегодня. Именно при нем дворец приобрел те очертания и убранство, что столь ценны сейчас.
Из Англии был выписан архитектор Джеймса Томас Ноулз, и перед ним была поставлена задача спроектировать и реализовать дом-музей, место где можно принять гостей, и чтобы не стыдно было, и чтобы стены не голые. Получился шедевр.
Джеймс частично сохранил уже имеющийся каркас, но полностью переиначил начинку.
Как и другие дворцы Синтры, Монсеррат стал местом, где воедино слились итальянская готика, восточные мотивы и чисто португальские элементы. Эклектика во всей ее безумности и привлекательности.
Каждая мелочь в декоре является продуманной и выверенной. Например, в интерьерах использовались различные сорта дерева, чтобы добиться специфических акустических свойств в разных помещениях.
На рубеже XIX и XX веков был заново разбит сад, поделенный на определенные зоны. Например, завелся участок с мексиканскими кактусами.
Душевности добавляло обилие воды.
И водопадик был в наличии.
Сад буквально испещрен дорожками, и можно долго бродить, переходя с уровня на уровень, не повторяя маршруты. Шикарно!
Растения высажены таким образом, чтобы каждое время года обязательно были цветущие участки.
Таким образом, можно было месяцами гулять по нему, и каждый раз сад выглядел по-новому.
Но вернемся во дворец, чтобы сообщить печальные новости. А именно, биржевой кризис и последующая депрессия вынудили Кука распродать все свое имущества, в том числе и Монсеррат. Правительство Португалии подумывало о приобретении столь ценного объекта, но их обогнал некий специалист по антиквариату, увидевший в имении огромный потенциал.
Когда, наконец, чиновники собрали необходимые бумаги и деньги, от Монсеррата остались буквально одни только голые стены.
Жемчужина Синтры была разгромлена как после бомбежки, хотя война и обошла хитрую Португалию стороной.
На то, чтобы привести все к исходному состоянию, потребовались десятилетия. Дворец был открыт для посетителей в 1995-м году, но работы ведутся до сих пор.
В комнатах развешаны фотографии, позволяющие понять, какой урон нанес этот самый ловкий делец.
Но что поделать, правила свободного рынка диктуют, что прибыль превыше всего. И если ради нее надо пустить под нож что-то значимое и ценное – что ж, так тому и быть. Выгодно же!
Стоит обратить внимание, что даже в ужасную погоду с моросящим дождем Монсеррат способен обаять. Завидую тем, кто с ним познакомился при более теплых и солнечных обстоятельствах.
Итого – это отличное место. Дворец и парк при нем, конечно уступают Регалейре и, тем более, Паласио-да-Пене, но все он достаточно привлекателен для того, чтобы прилететь в страну в очередной раз. Рекомендуется.