Религия всегда играла в жизни человечества определяющую роль. Когда-то люди почитали большого дядьку с молниями в руках, теперь Илона Маска, но так или иначе всем хочется верить, что в происходящем вокруг есть какой-то потаенный смысл, план, и через веру прикоснуться к пониманию своего существования. И чего уж скрывать, во все времена популярные боги жили прекрасно; по крайней мере, если уж им строили жилища, то на века. Благодаря богам мы знаем об архитектурных предпочтениях неолитического населения, из-за религии у нас есть классическая архитектура. Ну и Тесла, конечно же.
От античного города Хамакситуса, скажем спасибо верованиям греческих колонистов, тоже осталось, по большому счету, только религиозное сооружение, храм Аполлона Сминфейского.
Между тем, не храмом единым жил этот населенный пункт.
Основан он был выходцами с Крита, а указание так поступить они получили от самого Дельфийского Оракула, т.е. практически как от президента США в наше время. Поступать как-то иначе просто не подразумевалось.
Силенок для самостоятельного бытия у него практически не было, и ему постоянно приходилось или искать союза с соседями, или просто оказываться под железной пятой пришлых хозяев. Периоды свободы если и случались, то были мимолетны.
Главную достопримечательность, храм Аполлона Сминфейского, в Хамакситусе построили в третьей четверти II века до нашей эры.
Обнаружили его в конце XIX века, а толком раскопали только в 80-х прошлого столетия. Трудно поверить, что на этом месте стояли дома жителей деревни Гюльпынар.
С храмом в античности были связаны различные развлекательные мероприятия, такие как фестивали и спортивные игры.
Участвовать в них народ прибывал со всей округи, в том числе из местной метрополии, Александрии Троадской, куда вела соответствующая ухоженная дорога.
Спортивные состязания были не как в детских садиках, когда все победители. Выигравших чтили, и сохранились даже пьедесталы с посвящениями им на греческом и латинских языках.
Один из пьедесталов.
Хамакситус продолжил существовать и при римлянах, хотя те несколько сменили акценты в сопутствующих посещению храмовой святыни развлечениях. А именно - построили термы, ибо религия религией, а чистота по расписанию.
Римское пристрастие к чистоплотности наделило нас чуть ли не третью всех дошедших до нас руин - водные процедуры у них были сравни поклонению божеству.
Переход в лоно христианской церкви не сказался на популярности этого места; есть свидетельства, что оно входило в распространенные паломнические маршруты с V по VIII век.
А потом свет цивилизации потух над этой территорией, и наступили Темные века.
Осталось почти ровно ничего.
Кое-какие ошметки былой архитектуры тут и там можно встретить в деревенском убранстве, но большая часть великолепия попросту растворилась.
Исчезла, стерлась...
Ничего не поделаешь, такова судьбы всего сущего, и никакая религия не может остановить процесс бесконечной деградации.
Не было ничего, и не будет потом. А между этими моментами есть краткий миг, когда надо успеть увидеть все своими глазами, пусть даже такое не очень зрелищное место, как Хамакситус, если, конечно, античность вам по душе.