Жители Римской империи, как известно, были падки до зрелищ. Т.е. хлеб им тоже требовался, но зрелища всегда шли вторым пунктом, далеко впереди права женщин голосовать и права заключать однополые браки. Театров по греческому образцу им оказалось мало (ну сколько можно смотреть на однотипные пафосные постановки?), и тогда родилась идея т.н. амфитеатра, «окружающего театра», когда можно всей гурьбой собраться вокруг дерущихся до крови и кишок гладиаторов. Тут тебе и боевая хореография, и непредсказуемый сюжет, и визги - все, чего не хватает цивилизованному человеку.
За свою многовековую историю римляне успели понастроить немало амфитеатров (им мог похвастаться почти любой крупный областной центр), но среди них особенно по масштабам выделяется такая троица: Колизей, амфитеатр в Капуе и, наконец, третий в мире по величине амфитеатр в Эль-Джеме.
Конечно же, Эль-Джемом именуется современное колониальное арабское поселение, у римлян же здесь находился город Тиздр.
По иронии судьбы третий в мире по величине амфитеатр так никогда и не был доведен до конца.
Т.е. его возвели и даже успели начать внутреннюю отделку богатыми мозаиками, но этим работам не суждено было закончиться.
Если он и использовался по назначению, то лишь совсем непродолжительное время.
Дело в том, что специализировавшемуся на производстве оливкового масла Тиздру помешало развиваться восстание местного африканского боярина Гордиана, приведшее последнего в 238-м году к непродолжительной императорской власти.
Восстание было умело и традиционно жестоко подавлено, а Тиздр - без колебаний разрушен.
Амфитеатр при этом уцелел, и даже простоял нетронутым до VII века, когда его начали использовать в качестве источника строительного материала.
Его камни пошли на дома Эль-Джема, а здоровый кусок был отломан для возведения соборной мечети в Кайруане (тоже, кстати, ЮНЕСКО).
Впрочем, оставшаяся часть все еще способна поразить.
В 1979-м году она была без каких-либо особых обсуждений внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наверное, это один из самых узнаваемых археологических памятников Африки вообще и Туниса в частности.
Расположен город относительно недалеко от побережья (да и строился он изначально финикийцами, предпочитавшими всем другим видам транспорта морской), что обеспечивает ему бесперебойную поставку отпускников-курортников.
Красавец.
Поскольку Тиздр был стерт с лица земли еще в золотые годы античности, никаких других сколь-нибудь значимых памятников тут нет.
Заинтересовать прибывшего издалека путника может разве что только археологический музей, где выставлены все найденные при раскопках мозаики.
К сожалению, редакция, пережившая приступ географического критинизма, так и не сумела туда попасть, и убралась восвояси, поджав хвост и сумку с фотоаппаратом.
Итого: побывать в Тунисе и не увидеть Эль-Джем - это как приехать в Париж и проигнорировать Эйфелеву башню.