Северной Африке крайне повезло с археологическими памятниками. Если в тесной Европе практически любой античный город становился донором строительного материала для средневековых (и более поздних) населенных пунктов, то римские африканские владения практически все оказались заброшены и разрушились уже по естественным причинам. Однако, не слишком хорошее финансовое состояние североафриканских стран не позволяет уделить достаточно внимания многим археологическим зонам, и немалое количество из них стоит совсем заброшенным и даже толком не раскопанным.
К их числу относится и древний Мусти (известный также еще как Мустис).
Удивительнее всего то, что он находится прямо на дороге, соединяющей Эль Кеф и Дуггу, но обычно не упоминается ни в одном из путеводителей.
Легко представить себе удивление путешественника, когда в окне автобуса проплывает мимо реконструированная триумфальная арка (в античные времена обозначавшая восточную границу города).
Она была восстановлена из груды камней в 60-х года прошлого века, как и расположенный неподалеку мавзолей.
Сам сайт был описан в XIX столетии, но после этого археологи сюда возвращались крайне редко.
И, между прочим, жаль, поскольку Мусти был не какой-то там заштатной деревней, а вполне процветающим местом.
Основу его благосостояния составляли сельскохозяйственные угодья вокруг, и в городе царило почитание (помимо обычного пантеона) богов плодородия.
Во II веке здесь стали селиться ветераны (империя непрерывно вела сражения либо с внешними врагами, либо с внутренними, поэтому недостатка в ветеранах не было), принесших сюда также и традиционную планировки со стандартными для римлян объектами быта и досуга.
Из любопытного – тут хорошо сохранился крытый рынок.
Теми редкими археологами, что все же добрались сюда, были вскрыты и идентифицированы три храма.
Имелись термы (бани), но обнаружить эти обычно массивные сооружения почему-то не удалось; легко опознаются лишь снабжавшие их водой цистерны.
После распада Римской империи Византия отвоевала на краткий исторический миг эту территорию, и принялась насаждать христианство.
Баптистерий соответствующей базилики.
Мозаичное искусство с уходом Римской империи не исчезло сразу, а еще некоторое время теплилось на полах церквей.
В Африке мозаичные полы можно встретить повсюду, и зачастую они даже ничем не защищены от непогоды и идиотов.
Слово «вандалы» специально не использовано в предыдущем предложении, поскольку потребовалось в этом абзаце. Дело в том, что тут некоторое время обитали те самые настоящие вандалы, довольно воинственные, и византийские правители вынуждены были как-то решать проблему защиты от них населенных пунктов. Выход был найден в строительстве прямо в их центре (обычно – на форумах) небольших фортов, позволявших разместить небольшой гарнизон и дававших (теоретически) призрачную надежду обычным жителям за укрепленными стенами переждать очередной штурм. При этом в ход шел любой подручный материал.
То, что для римлян являлось важным элементом памяти, для византийцев выглядело всего лишь как удобный блок для кладки.
Форт был простым, но функциональным.
Все закончилось в VII веке с приходом в Африку арабов, относительно быстро вытеснивших конкурентов с ее территории и приведших многие города к полному опустошению.
И вот теперь тут даже охраны толком нет, и денег за вход не берут.
Хотя Мусти и находится в полузаброшенном состоянии, он, как кажется редакции, входит в десятку лучших античных руины Туниса (при том, что археологических зон в нем насчитывается как минимум полсотни), и если вдруг вы будете проезжать по дороге Эль-Кеф-Дугга на автомобиле, не поленитесь уделить ему хотя бы полчаса - вряд ли пожалеете.