Посещение города Сус нельзя считать полноценным без визита в местный археологический музей. Музеи подобного толка бывают разные, и, чего уж, большинство вызывает смесь слез уныния и зевоты, но только не здесь. Дело в том, что в Сусе демонстрируется одна из самых шикарных подборок античной и ранней средневековой мозаики в мире, уступающая разве что только той, что собрана в столичном музее Бардо.
Базой для музея служит старинная касба - сердце и основной боевой элемент медины Суса.
Старейшей ее частью является высокая башня Аль-Халеф, на вершине которой установлен мощный прожектор, видимый чуть ли не за сорок километров.
Как часто бывает, снаружи касба выглядит внушительно и угрожающе, а внутри - пусто немного скучно.
Однако ж, поскольку она расположена в самой высокой точке старого города, из нее открывается прекрасный вид на медину.
И все же главное тут скрыто в подвальных помещениях.
Во многих подобных заведениях отчаянно боятся людей с фотоаппаратами. Например, в археологическом музее Аквилеи, где также была собрана превосходная коллекция напольных сюжетных мозаик, фотографировать категорически запрещено, что является вопиющим свинством.
Здесь же для неограниченного пощелкивания нужно только расстаться с некритичной по размеру дополнительной мздой.
Собственно, мозаика, как элемент декора, не является таким уж уникальным явлением; на руинах мы часто можем наблюдать остатки сложных геометрических узоров.
Что встречается гораздо реже - это мозаики с сюжетами, самые настоящие картины.
Возможно, в античности они были распространены гораздо больше, чем нам сейчас кажется, но и время проделало свою разрушительную работу, и многовековой вандализм сказался, ибо это действительно красиво, и во многих случаях самые впечатляющие фрагменты просто выдирались и монтировались где-то в новых местах.
Обнаружить нетронутую мозаику с сюжетом является большой удачей.
В Тунисе же археологам удача улыбнулась столько раз, что дух захватывает.
Здесь можно встретить «полотна» площадью в несколько десятков квадратных метров, почти нетронутых тленом.
От этих мозаик веет шиком и даже роскошью.
Это как если бы в современном мире кто-то развесил бы по стенам машины марки Феррари.
Мозаики дают нам представление об эстетике античного мира, его искусстве.
К сожалению, многие другие художественные проявления, такие как настенные росписи, исчезли почти без следа; архитектурные руины, статуи (зачастую скопированные с греческих оригиналов) и напольные мозаики - то немногое, что донесло до нас красивую сторону римской жизни в достатке.
Коллекция исчисляется чуть ли не сотней экземпляров, большинство из которых практически не имеет изъянов и прекрасно по содержанию.
Мастерам эпохи Возрождения потребовалось немало времени, чтобы достичь такого же уровня владения мастерством изображать человеческое тело.
Я думаю, встреть мы людей, послуживших моделями для этого сюжета, без труда их узнали бы.
Блеск.
Есть тут и другие осколки былого величия, но такого же восторженного душевного отклика они не вызывают.
Античный арабчонок.
А потом пришли христианство и варвары, и искусство почти умерло на тысячу лет...
В общем, ценителям античного мира здесь точно не будет скучно.