Столица Армении имеет впечатляющую древнюю историю, начинающуюся где-то в глубокой античности. Историки даже выражаются точнее; по их мнению, годы существования Еревана можно отсчитывать с 782-го до н.э., когда неподалеку основывается крепость Эребуни (ее руины раскопаны и доступны к осмотру). Постепенно город перебрался на новое (современное) место, а его наименование трансформировалось в Эривани. Он пережил как периоды независимости, так и владычество арабов, сельджуков и, позже, османов и персов. Последние доставили наибольшее количество неприятностей, в XVI и XVII вв. постоянно разорявших и его, и земли вокруг.
В таких условиях, конечно же, Ереван не сумел сохранить много ценных архитектурных памятников; ко времени прихода сюда русских в XIX столетии он превратился в бедную бледную версию самого себя с глинобитными низкорослыми домиками и узкими улочками. Интерес могла представлять ереванская крепость (взять которую приступам русским войскам дважды не удавалось), но и она была разобрана в начале XX века, когда здесь началась масштабная реконструкция, призванная придать столице советской республики подобающий вид.
Таким образом, Ереван - это дитя концептуального архитектурного подхода, с несколькими широкими пронизывающими его насквозь магистралями и современными зданиями.
Исторических памятников почти не сохранилось, и не только из-за борьбы между турками и персами, но и благодаря советской власти, решившей, например, снести самую древнюю в Армении церковь V века постройки.
Специально для Еревана был разработан особый архитектурный стиль, по-своему изящный и строгий.
Даже современные новострои пытаются ему следовать в той или иной мере.
Чаще, конечно, в иной, но тем не менее.
В местных зданиях встречаются вполне классические черты.
Любопытно, почему столько существует памятников советской эпохи, представляющих объект в растрепанном виде, будто он только что проснулся и недоволен?
Ввиду недостатка времени решено было сконцентрироваться на Каскаде - многоуровневой смотровой площадке, украшенной фонтанами и слегка сумасшедшими скульптурами.
Здешние фонтаны просты по форме, но своим обилием вызывают неподдельный восторг.
Китч, самый настоящий.
Аниме в центре столицы.
Творчество попроще, но тоже очень новомодносовременное.
Зато виды на город действительно хорошие, включая главную армянскую гору Арарат, находящуюся сейчас в эмиграции.
В общем, за тот жалкий промежуток времени, что удалось посвятить Еревану, он показался не лишенным индивидуальности, но все же слишком шумным и большим, что увлечь.
Его исследователя постоянно кидает из помпезности в серость и обратно, и оттого впечатления весьма смешанные.
Не уверен, что это непременный пункт в программе изучения Армении, особенно если есть временные ограничения.