Римляне любили вести задушевные беседы, сидя вместе в общественных туалетах, приправляли еду мерзким соусом и владели рабами. Вместе с этим, они отличались отменной чистоплотностью и утонченным художественным вкусом, и свидетельствами последнего бывшая территория Римской империи продолжает делиться до сих пор. Впрочем, обычно это очень фрагментарные находки, и тем ценнее обнаружить почти нетронутый пример изящного античного декора, лучшим примером которого может служить сицилийская Вилла дель-Касале.
С точки зрения стен, колонн или других архитектурных элементов тут любоваться особо не на что.
Несмотря на то, что самые высокие сохранившиеся фрагменты комплекса всегда возвышались над землей, никто ими особо не интересовался, и в результате руины простояли относительно нетронутыми до конца XIX столетия, когда здесь были проведены первые раскопки.
Всерьез же за них взялись только в 1929-м году, и если раньше здесь находили фрагменты мозаик и предметы искусства, то теперь перед археологами открылось настоящее сокровище.
Вилла дель-Касале оказалась громадным и сложным в плане сооружением, состоящим из огромного числа различных помещений.
И практически все из них были украшены мозаичными полами.
Еще раз - практически все помещения, за очень редким исключением.
Это крупнейшая находка подобного рода из известных на текущий момент.
За свою значимость она удостоилась строчки в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шедевр появился не сразу, а создавался в несколько приемов; ученые идентифицировали как минимум четыре этапа.
Последняя инкарнация виллы была возведена поверх более ранней версии в первой четверти IV века нашей эры, на пике развития мозаичного искусства.
Владельцы виллы наслаждались ее роскошью в течение ста пятидесяти лет, и только вандалы (народность, а не хулиганы, хотя какая разница) не привели ее в непригодное состояние.
Интересно то, что в отличие от центральной Италии, здесь мозаики не «монохромные», а полноценно цветные.
Сюжеты и исполнение во многом схожи с тем, что можно увидеть в Северной Африке (там сохранилось огромное количество античных мозаичных образцов).
Кстати, про сюжеты. Самый, наверное, знаменитый среди них - девушки в бикини, занимающиеся спортом.
Подтянутые бегуньи.
А эти уже достигли почета и призов.
Можно подумать, будто здесь проживал как минимум император.
Но это совсем не так. Скорее мы имеем дело с дворцом очень богатого помещика.
В Римской Империи сельское хозяйство могло приносить достаточно дохода, чтобы так транжирить средства.
Сохранность мозаик потрясающая, сюжетов тьма - такое далеко не во всяком музее можно увидеть.
Кстати, фотографировать их категорически запрещено, но кто ж способен остановить посетителей? Персоналу категорически наплевать.
По самим мозаикам ходить, конечно же, нельзя - не для того они пылились на протяжении нескольких сотен лет, чтобы их затоптали толпы зевак.
Нет, над ними проложены мостки, позволяющие с расстояния оценить масштаб этих напольных полотен.
Руины также накрыты навесами, чтобы защитить мозаичные полы от выгорания. Теперь здесь царят прохлада, относительный сумрак и охи и ахи ошеломленных туристов.
Потрясающее место. Ценителям античного искусства побывать здесь решительно стоит.