Граница между Данией и Швецией формировалась на протяжении нескольких столетий, и стала результатом бесконечных взаимных притязаний и затяжных войн. Неспокойные времена оставили нам в наследство немало городов и укреплений, созданных одной стороной, но принадлежащих теперь другой. В их число входит и Ландскруна, основанный датчанами в удобной бухте на южном побережье Швеции, в чьей юрисдикции и находится в настоящий момент. Права города это поселение получило еще в 1413-м году, и пару раз участвовало в политических разборках, причем на стороне проигравших.
Поскольку лично меня в первую очередь интересуют именно замки, то как только мы припарковали нашу машину, тут же побежал дивиться на замок, устроенный датским королем Кристианом III для защиты бухты. Сооружение было готово в 1560-м году, когда фортификационная наука находилась в поиске новых форм сопротивления становящемуся все более мощным огнестрельному оружию.
Вид у замка - сугубо прагматический. В XVII веке, однако, он негласно считался одним из самых хорошо укрепленных и современных в Скандинавии.
Унылому виду способствовал еще и тот факт, что долгое время (с конца XIX века по начало века XX) крепость служила в качестве женской тюрьмы - зачем пенитенциарному сооружению поражать всех излишней красотой?
Внутрь можно попасть только с проплаченным туром, но по дворику позволено прогуляться даром. Впрочем, и смотреть тут особенно не на что.
Состоятельные граждане могут снять замок для частных мероприятий; наверное, это особый шик - спраздновать свой день рождения или свадьбу в бывшей тюрьме.
Бывшие казармы.
Вокруг замка организован довольно обширный парк, населенный большим количеством произведений так называемого современного искусства. Вот разлеглась пышная красавица.
А вот широкоплечие господа и дамы будто на концерт пришли посмотреть.
Суровая аллея.
В процессе продолжительных датско-шведских войн Ландскруна утратила свое значение - военно-морскую базу шведы предпочли перенести в Карлскруну, подальше от границы с Данией, а Мальмо перенял роль экономического центра; в результате Ландскруна превратилась в провинциальный промышленный городок с туманными на сегодня перспективами развития.
Чувствуется общая опустошенность и депрессия.
Фонтан перед ратушей.
Фасады. Примерно такой же вид часто попадается мне на глаза на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Велосипеды. Учитывая стоимость парковки и бензина в Скандинавии владеть велосипедом - очень прагматично.
Скажем, Ландсркуна производит несколько тяжелое впечатление пришедшего в упадок некогда бурлящего жизнью поселения. На мой взгляд, заезжать сюда даже ради замка, больше похожего на покинутую фабрику, не обязательно.