В рамках небольшого рейда по Скандинавии прибыл в Швецию. Выгрузившись с парохода и ответив на вопросы подозрительной пограничницы, ловким взглядом выхватившей из колонны именно мою машину, ринулся в первый из запланированных заранее объектов. Объект носит имя Грипсхольм, прописан по адресу Швеция, берег озера Маларен, город Мариефриед, и является замком с самого рождения. Именно за такую его сущность он и был внесен в маршрут, и, проведя час за рулем легкой на разгон Хонды, подкрался к стенам оного.
Как и многое другое в старину, Грипсхольм не сразу строился. Первый его вариант был создан еще 1383-м году, но долго не простоял, и на его руинах в 1537-м начинают возводить новую конструкцию, не претерпевшую каких-либо серьезных изменений за последующие века.
Строили его с двумя целями. Во-первых, ему в обязанности вменялось защищать рубежи Швеции от датчан, только что с кровавой дракой выдворенных. Во-вторых, королю Густаву I новинка очень понравилась, и он устроил здесь одну из своих резиденций.
Подтвердить свою обороноспособность Грипсхольму так никогда и не пришлось, что не такая уж и редкость (например, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге тоже никогда не принимала участия в боевых действиях).
Но и без дела он тоже не простаивал, попеременно служа то тюрьмой, то внося посильный вклад в светскую жизнь шведской королевской фамилии.
Нередко Грипсхольм становился убежищем шведских королев; практически весь XVII век он предоставлял кров именно им.
Нынче внутри действует картинная галерея, а также можно полюбоваться на некоторые сохранившиеся с XVIII века интерьеры, чудом пережившие тюремный период в истории замка. Денег за вход берут немало, но фотографировать не позволяют, чем, конечно, вызвали предвзятое негативное мнение.
Затаив злобу на фотозапрет, утверждаю - внутри пыльно и, в общем-то, не так чтобы уж жутко интересно; ходить туда совсем не обязательно, тем более что снаружи есть прелестные штучки, вроде двух длиннющих пушек (вроде как отбитых у русских войск) с прекрасным внешним оформлением.
Замок стоит на полуостровке, и вокруг него разбито нечто вроде небольшого парка. Даже оранжерея есть, но она закрыта, а промозглая погода с моросящим дождиком как-то приглушила пестрые цвета цветущих клумб.
Рядом с замком, куда частенько заезжает представитель высокого начальства, просто не могла не возникнуть обслуживающая инфраструктура. Поначалу жители деревни, а затем, с 1605-го года, города Мариефред платили специальный «налог» - в их обязанности входило обеспечивать продовольствием гостей замка, но поскольку последние здесь проводили довольно много времени, население Мариефреда взроптало, и в 1609-м обременительную повинность отменили.
Прогулялся по улочкам городка - ничего особенного, но выглядит мило.
Выгляни солнце, и он и вовсе бы показался нарядным. Но солнце не выглянуло.
Милашки.
Местная особенность - действующая узкоколейная железная дорога, с настоящими паровозиками игрушечных размеров и с пронзительными гудками.
На окраине был обнаружен еще один древний на вид объект, но он с одинаковым успехом мог оказаться как заброшенным амбаром прошлого века, так и разрушенной церковью времен каких-нибудь викингов. Яркое пятно на фотографии - голова одного из нескольких школьного возраста детишек, намеревающихся свернуть себе шеи, шастая по стенам этой конструкции. Куда смотрят шведские родители, тем более что в шведской семье, как известно любому образованному человеку, родителей зачастую больше двух?
Никаких указателей в его (объекта) сторону не установлено, тропа не протоптана, табличек нет - увы, замок затмевает собой все, и на такие мелочи ни у кого, обычно (если не считать любопытных психов вроде меня) сил все равно уже нет.
Начался гадкий, совершенно осенний (даром что самый разгар лета!) дождь, и бросив взгляд на уныло выглядящее озеро Маларен, я отправляюсь дальше, на север.
Шуршат колеса, играет музыка, капает дождливая мерзость, GPS ведет к следующему пункту программы. Обязательно о нем расскажу.