Как-то так повелось, что заказчиком всех крупных сооружений Ангкора всегда выступало государство. Только оно могло понести немалые расходы и мотивировать достаточное для процесса строительства количество народу. Однако, как и в любом другом правиле, в этом тоже есть исключения. Я видел одно из них - Бантей Срей.
Жило такое лицо кхмерской национальности, Яджнаварах.
По специальности Яджнаварах был королевским брахманом. При Раджендравармане II работал на должности пурохиты, а Джаявармана V назвал его врах гуру. Важный человек, в общем.
Именно он и стал инициатором возведения Бантей Срей, завершенного в 967-м году (мы это знаем совершенно точно, спасибо сопроводительной стеле).
«Бантей Срей» означает «цитадель женщин», но к женщинам храм не имеет никакого отношения. Он освящен в пользу Шивы, которому верой и правдой служил с самого начала.
Яджнаварах хоть и был высокопоставленным чиновником, вряд ли обладал достаточным количеством человеческих и нечеловеческих ресурсов, поэтому изготовленный его усилиями храм получился небольшим, даже миниатюрным, и «женственность» в названии, возможно, проистекает как раз из его размеров.
Расположен он, кстати, тоже далеко не в центре бывшей кхмерской столицы, и до него нужно пилить тридцать с гаком километров мимо камбоджийских деревень на высоких опорах, за что Сэм, продажный водитель, потребовал дополнительной мзды.
Однако поездка, как мне кажется, с лихвой окупается: такой затейливой резьбы нет больше нигде в Ангкоре. Более того, если архитектуру в остальных частях кхмерского мегаполиса можно условно разбить на некие стилистические группы, объединяющие как минимум два-три храма, то Бантей Срей стоит особняком и здесь; его стиль называется «бантейсрейским».
Французы обнаружили постройку далеко не сразу; это произошло относительно поздно, в 1914-м году.
Дальнейшая ее история связана со скандалом: писатель и, по совместительству, авантюрист Андре Мальро пытался похитить отсюда скульптуры в 1923-м, но был пойман, судим и осужден. Процесс привлек внимание общественности к находке, и уже через год храм зачистили от джунглей, потом перебрали в 30-х прошлого века и открыли вследствие для публики.
Кстати, именно здесь Анри Маршал впервые применил метод анастилоза в Ангкоре.
Статуи воруют до сих пор. Власти даже пошли на подмену, выставив здесь реплики (выглядящие нарочито поддельно), а оригиналы упрятав в Национальный музей. Однако, продолжают красть уже реплики, а на Национальный музей уже организовали пару налетов.
Говорят, охотники за сокровищами регулярно пытались отодрать барельефы с целью заслать их на мировой рынок антиквариата. Конец подобным шалостям положили красные кхмеры - никто просто не решался сунуться в страну, где царил самый кровавый режим на планете.
Материал - твердый красный песчаник.
Одни сравнивают облепившую храм резьбу с украшениями на изящном женском теле.
Другие говорят: «чудо грации и гармонии».
Третьи просто молча пялятся, пытаясь собраться с мыслями.
Ясно только одно - Бантей Срей обязательно нужно видеть лично.
И пусть путешествие в камбоджийскую глушь при этом не испугает путника - дорога безопасна, а красные кхмеры уже давно не отстреливают туристов забавы ради.
Все? Нет!