Для навигации по разным странам я использую программу IGo. Для Прибалтики или Финляндии она вполне годится, но в Западной Европе весьма разочаровала. Ее инструкции «держитесь правее, затем левее» не всегда поступают вовремя на сложных развязках, а уж когда перед тобой оказываются три полосы, ведущие в разные стороны, и озвучено вышеприведенное указание, не мудрено свернуть куда-нибудь не туда.
Более того, однажды благодаря IGo я вообще попал в замкнутый круг. Заехал в небольшой городок заправиться, собрался выезжать обратно на трассу и выяснил, что дорога, выбранная программой, закрыта. Вернувшись в городок, стал кружить по улицам, но IGo с завидным упорством вел именно на эту дорогу. В общей сложности я совершил три попытки выбрать другой маршрут, пока, наконец, не отъехал в перпендикулярном направлении километров на двадцать - IGo смирился, что-то там пересчитал и вывел на другую магистраль.
Все это я пережил ради того, чтобы оказаться в Берселе - очередном городке, гордящимся неплохо сохранившимся замком. Правда, сперва я решил перекусить, что в этом захолустье оказалось нетривиальной задачей: почему-то в дневное время большинство ресторанов закрыто, а имеющиеся не разговаривают по-английски напрочь. В конце концов, в одном заведении мне помогла справиться с меню и с языковым барьером в общении с официантом какая-то пожилая пара, как оказалась, работавшая некогда в сфере туризма. Бывала она и в России, в Ленинграде, так что я наслушался, какие приятные и гостеприимные русские (советские) люди.
Обед имел место напротив церкви Св. Ламберта 1650-го года возведения.
На первый взгляд показалось, что ничего больше интересного в самом Берселе нет, так что прямиком направился непосредственно в замок. Он, кстати, имеет перерыв на обед - для питерца, в чьем городе даже ночью можно постирать белье, или, скажем, купить холодильник, такое поведение владельцев кажется средневековой дикостью.
Итак, берсельский замок впервые «засветился» в хрониках в XII веке; в Европе как раз входило в массовую моду изолировать свой быт от внешнего мира именно таким образом.
Дошедшее до нас состояние постройка получила между 1300-м и 1310-м гг. при участии господина по имени Годфри из Хеллебеека.
Годфри необходимо было решить довольно сложную задачу - замок был возведен на равнинной местности, и естественной защиты, вроде бурной реки или неприступной скалы, у него не было. Пришлось вырыть широкий ров, а стены сделать необычно высокими для того времени.
Пока обходил Берсель по кругу, потревожил молодую семью. Папа недовольно косился одним глазом и возмущенно шикал.
В летописи замка есть несколько военных эпизодов: в 1356-м и в 1489-м его хорошенько разутюжили, но оба раза восстанавливали.
С XVII века башни щеголяют черепичной крышей. Правильно, чего мокнуть-то под открытым небом?
В XVIII веке в Берселе никто не живет - требования к жилищу уже не те, всем подавай электричество уют и комфорт.
В 1812-м году в рамках крепости начинает действовать хлопковая фабрика.
Наконец, в 1928-м году Берсель попадает в руки, желающие восстановить его в старинном виде и показывать после этого народу. Речь идет об обществе «Лига друзей замка Берселя».
В 1948-м замок перешел Королевской Ассоциации исторических резиденций Бельгии.
Как можно понять, ныне сооружение доступно для внешнего и внутреннего осмотра за совсем смешные деньги европейского происхождения.
Внутри иногда появлялись какие-то люди в средневековых одеждах, а потом понаехала свадьба - видно, что берсельский замок живет полноценной жизнью.
Обратно, не так и плохо. Берсель относят к самым интересным сооружениям данного типа во Фландрии - возможно, это действительно так.