В рамках изучения архитектурного наследия Эстонии, проходящего у нас по графе «замки и их руины», был совершен умышленный заезд в город Вильянди. Городок оказался вполне пригодным к проведению в нем нескольких часов с фотоаппаратом наперевес; доказательства привожу ниже.
Неутомимые ученые бьются об заклад - еще в пятом тысячелетии до н. э. на месте Вильянди существовало поселение. Позже, уже в течение первого тысячелетия (точная дата неизвестна) после разделяющего эры рубежа древние эсты соорудили здесь укрепление.
Впрочем, оно оказалось бессильным против нашествия рыцарей-крестоносцев, в 1217-м году нанесших сокрушительное поражение местным жителям, и тут же принявшихся строить для себя замок.
Работы были ускорены после восстания эстов в 1223-м - притесненный гордый народ, не в силах больше терпеть, устроил захватчикам «кровавое воскресенье». Захватчики не остались в долгу, и уже через полгода сюда нагрянула очень серьезно настроенная орава в 8000 вооруженных человек. На сломление сопротивления вильяндчан у них ушло примерно две недели.
В 1224-м году отдается приказ о возведении каменной твердыни для крестоносцев (никому из них не хотелось разделить участь коллег, погибших в «кровавое воскресенье»), а в 1300-м ее значительно модернизировали.
К концу XIV века Вильянди становится крупнейшим замком на территории Эстонии, но на достигнутом Орден не останавливался; изменения продолжали вноситься вплоть до XVI века.
Начало конца пришлось на 1560-й год: тогда войска Ивана IV (по кличке Грозный) штурмом овладели Вильянди, предварительно испытав его прочность артиллерией. Артиллерия оказалась сильнее.
С 1600-го года у Вильянди постоянно менялся хозяин: то это была Польша, то - Швеция. В конце концов, Швеция убедила польского противника в том, что замок должен принадлежать именно ей, и шведы владели им до Северной войны. Владели неряшливо - разрушенные постройки восстановлены ими были только в малых пределах с целью разместить небольшой гарнизон.
В 1703-м остатки Вильянди достались русским. Замок в это время лежал в руинах и стараниями местных жителей, использовавших его камень для строительства своих домов, практически исчез. Сегодня если что и захватывает дух, так это территория, которую охватывало в Средневековье это сооружение.
Один из способов попасть на территорию - пройти по замечательному подвесному мосту. Мост висит с 30-х годов XX века. Тут и там на нем можно заметить следы идиотов - это те, кто в честь заключения брачного союза портит мосты замками.
Замок символизирует вечную любовь. Ключ от вечной любви полагается выкинуть куда-нибудь: в реку, в глубокий овраг, в жерло вулкана - любовь же вечная. Увы, ее свидетельства уродуют перила, ржавея и действуя дополнительной нагрузкой. Любовь, может быть, и вечна, но отнюдь не вечен металл...
Одними лишь руинами некогда великолепного укрепления Вильянди достопримечательности не исчерпываются. К их (скромному, но положительному) числу можно отнести следующие объекты.
Лютеранская церковь Св. Павла.
Украшает холм с 1866-го года.
Ее интерьер и экстерьер имеют готические черты, но, к сожалению, в конце XIX века завитушки в готических узорах стали значительно скромнее, а количество деталей уменьшилось в сотни раз...
Более сильное впечатление производит другая церковь, тоже лютеранская, посвященная Св. Иоанну.
Первоначально относилась к францисканскому монастырю, но быстро завоевала статус городской церкви. Служит в этом качестве с XV века; в семнадцатом столетии была значительно перестроена.
В советские 50-е эту милашку отлучили от религии и заставили играть роль мебельного склада. Понятное дело, как только оковы пали и иго откатилось за границу, церковь была восстановлена в статусе и приведена в порядок в визуальном плане.
Конечно же, стоит прогуляться по улочкам старого города.
Здесь мило и нет суеты
Можно даже ни на что другое не обращать внимания, кроме дверей - каждая из них способна доставить массу эстетического удовольствия (как и везде в Эстонии).
Отличное место для процветания туризма.
Что ж, в Вильянди от всей души рекоменую попасть; никак не ожидал, что этот уездный центр будет настолько хорош.
Ну а теперь у моей левой ноги отдых - для управления машинкой, везущей нас дальше, достаточно только правой нижней конечности, пары рук и внимательного зрения.