Земли под Тарту появились на картах у археологов где-то в V веке нашей с вами эры - примерно так датируются первые здесь поселения. Через пару веков проживающие на территории граждане оформили городище; еще тремя веками позже сюда наведался Ярослав Мудрый, основавший на месте захваченного пепелища городища собственный топоним - Юрьев (в честь себя, любимого, поскольку Юрий - христианское имя Ярослава). Собственно, год, когда это произошло, 1030-й, считается официальным годом рождения Тарту.
Пока экипаж нашего экспедиционного автомобиля дочитывал вслух эти факты, последний прибыл в самый центр Тарту, где был магическим образом спрятан в тайной парковке отеля, предоставившего нам услуги по ночлегу.
Естественно, мы тут же совершили неизбежную экскурсионную прогулку по окружающим отель окрестностям.
Совсем рядом обнаружилась церковь Св. Яана (таким образом трансформировалось в эстонском языке имя Иоанн). Упоминается в скучных книжках, именуемых летописями, еще в 1558-м году, но археологические изыскания увеличили срок существования храма еще примерно на двести лет.
Церковь знаменита многочисленными терракотовыми статуями, частично выжившими даже несмотря на неоднократные разрушения (например, после 1944-го года она долгое время вообще пребывала в печального вида руинах).
На ратушной площади, не обойденной нами стороной, понравилась, собственно, ратуша. Радует глаз жителей и заезжих гастролеров с 1786-го года. Архитектор Иоганн Вальтер, немец по происхождению, придал ратуше вид нидерландского дворца.
В 2000-х на ратушной площади появился романтичный фонтан. Судя по всему, местные обожают наряжать его фигуры в шарфы и шапки, но, видимо, не когда фонтан включен.
Из древностей в Тарту сохранились руины Домского (Петропавловского) собора.
Собор строился и перестраивался с XIII века, однако в Ливонскую войну (XVI в.) сильно пострадал, был после нее заброшен и более не восстанавливался. На снимке видны вход в базилику и задняя стена здания - приличный кусок собора был превращен в XIX веке в библиотеку.
И раз уж заговорили про религию и культовые постройки, хотелось бы упомянуть еще несколько. Например, неоготическую церковь Св. Петра, использующуюся по назначению лютеранами.
Неподалеку в листве прячется храм Георгия Победоносца, православный по конфессии. Конец XIX века - молодой еще совсем.
Немногим старше Успенский собор, тоже православный. Празднует дни рождения с 1840-го года; если бы не великий пожар 1775-го, то на его месте мы бы видели более пожилую постройку, ставшую первой православной церковью в городе с момента окончания Северной войны (по ее результатам Тарту отошел в пользование Российской Империей).
А вообще, не ради достопримечательностей нужно сюда приезжать.
Просто Тарту совсем небольшой и оттого - уютный.
Большинство населения здесь - местное (т.е. русских совсем немного). И поскольку русская речь звучит совсем нечасто, а в гостинице вообще пришлось общаться исключительно на английском языке, есть стойкое ощущение, будто находишься где-то в «настоящей» Европе.
Вот только удивило количество крылатой, с хитиновым корпусом, живности. Впрочем, здешние пауки, откормленные до неприличия, не жалуются.
Возможно, все эти твари летучие родились и выросли здесь - в Ботаническом саду, миниаьюрном, но душевном (как и все в Тарту).
Сад относится к Тартовскому университету и имеет более чем двухсотлетнюю историю. За прошедшее время накоплено свыше шести тысяч видов растений.
Большинство из них произрастает в оранжереях, куда вход платный, и, главное, ограничен по времени.
Утомленная жизнью беседка...
Садик, как уже указывалось, совсем небольшой, но времени в нем можно провести много и с пользой.
Свою прогулку мы начали вечером, и постепенно стало совсем темнеть.
Еще пара минут, и от солнца не будет никакого толку.
Последний всплеск свечения, и...
Впрочем, с наступлением темноты Тарту не исчезает, а наоборот, приобретает весьма симпатичную раскраску. Вот так ночью выглядит ратушная площадь.
А это здание с колоннами - местный университет.
Прямо напротив него - наш отель. Нам повезло урвать в нем номер с какой-то дикой скидкой и вкусить пятизвездочной роскоши. В частности, терраса, на которой с легкостью бы разместился рояль с грудастой солисткой и несколькими рядами зрителей, сделала приятное нашим ногам подогреваемым полом и оставила теплый след в наших потрепанных в путешествиях душах. Жаль, но завтра из этих хором нужно будет уехать...