Путешествия отнимают у нас время и деньги, но взамен дарят впечатления и, в некоторых редких случаях, знания. Вот, например, кто бы мог подумать, что знакомое с детства выражение «малиновый звон» не имеет отношения к вкусной и полезной ягоде; просто бельгийский Мехелен, так уж вышло, стал центром колокольного литья, а название города по-французски звучит как Малин. Видите, все просто!
Собственно, город и известен в первую очередь именно собором Св. Румольда, где установлена причина указанного выше выражения – карильон.
Но даже не это привлекает сюда массу паломников и туристов; помимо всего прочего, в соборе хранится важная реликвия – Икона Божией Матери Богоматерь чудес, оказавшаяся в Мехелене в период иконоборчества (пчелы против меда сражались).
Собор был возведен в XIII веке, когда Мехелен переживал экономический подъем, вызванным востребованностью производимого в нем текстиля.
Говорят, изначальная задумка подразумевала высоту башни в сто сорок метров, и тогда собор надолго стал бы самым высоким зданием в мире. Увы, спад мехеленского бизнеса не позволил реализовать задуманное, и строители вынуждены были остановиться на отметке в девяносто семь метров. Зато здание включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если говорить о готике, то в Мехелене ее вообще много.
Готический экстерьер требует многих ресурсов, но когда у тебя дела идут в горы, на бахвальство никаких денег не жалко.
Одним из самых готических сооружений в городе является ратуша, ибо как иначе должна была выглядеть главная точка сбора местных богатеев?
Готическая деталь светского толка, коих тут полно.
Готическая деталь религиозного толка, коих тут полно.
Впрочем, большинство домов частного и общественного назначения имеют более скромное оформление.
Да и церковные постройки тоже не щеголяют декором.
Если же говорить об истории города, то она уходит корнями в римскую эпоху.
Трудно в это поверить, но здесь тоже жили римляне; у них тут деревня была.
Когда Римская империя трещала по швам, поселение, находясь далеко от метрополии, пришло в упадок, и на какое-то время жизнь здесь совсем замерла.
Потом сюда пришли германские племена, напрочь окаянные язычники.
Затем прибыл тот самый Румольд, бороться с ересью и насаждать христианские ценности, конечно же, единственно правильные и не подлежавшие сомнению.
Места тут были не сказать чтобы очень привлекательные – повышенная болотистость, а следовательно - комариность и топлючесть.
И все же в основанный Румольдом монастырь потянулись люди, и к 1008 году Мехелен уже впервые упоминается как город.
Здешние болота мешали, и потому были подвергнуты систематическому осушению, для чего были прорыты пронизывающие город каналы.
К сожалению, на настоящий момент они скрыты в трубах под улицами, а жаль - разветвленная сеть водных артерий делает любой населенный пункт краше раза в два, а то и в три.
К XIV веку Мехелен достиг пика своего экономического и политического значения, что и отразилось на его архитектурном облике.
И быть бы ему крупным промышленным центром, если бы правительственные учреждения начиная с XV столетия не стали переносить в Брюссель.
Нет внимания – нет денег.
В результате центр Мехелена как будто застыл по времени, сочетая и тихую провинциальность, и изысканность утраченного богатства.
Итого, радует ощущение целостности комплекса исторического центра, оправдывающее все затраты на дорогу сюда. К посещению рекомендуется.