Столица государства, отчаянно сражающегося с Грецией за право называться Македонией (ведь у греков уже есть своя Македония, и им хочется избежать ненужной путаницы) пытается произвести хорошее впечатление, но не слишком успешные финансовые условия не позволяют развернуться в полную силу. В результате перед глазами путешественника предстает эклектичная и эксцентричная смесь из античных руин, средневековой крепости, турецкого вида старых кварталов, китчевых современных построек, щедро сдобренная банальной застройкой социалистического периода.
Античный предшественник Скопье, именовавшийся Скупи, был основан в начале нашей эры в качестве римской колонии для отставных ветеранов (благо Рим постоянно вел с кем-то войны, и недостатка в отслуживших свое не ощущалось). Ко второму веку Скупи превратился в процветающий многонациональный областной центр со всеми необходимыми удобствами. Увы, варварские завоеватели и беспощадное землетрясение 518-го года практически стерли его с лица земли. О счастливых временах напоминают лишь несколько едва различимых фундаментов да приличный участок типичного акведука.
Вроде бы византийцы попытались привести Скопье в чувство, но свидетельств этому практически не обнаружено, а первую серьезную попытку вернуть его в строй предприняли болгары на рубеже X и XI вв. Именно они стали выстраивать новую оборонительную конструкцию чуть в стороне от прежнего расположения поселения.
В 1391-м году Скопье завоевывается турками, и крепость превращается в казармы.
Вследствие плохого ухода, к XVII веку крепость совсем ветшает, и когда австрийскому генералу Энеа Сильвио Пикколомини в 1689-м году пришлось брать ее приступом, в целом, это не вызвало у него больших затруднений - двенадцать ее башен выглядели полузаброшенными, а территория - полуразрушенной.
В самом начале XVIII столетия османские власти, усвоившие неприятный урок, начинают возводить новые стены, усиливают башни, улучшают сопутствующую инфраструктуру, и, в целом, доводят крепость до состояния важного стратегического военного объекта.
Еще один неприятный момент в истории этого оборонительного сооружения пришелся на 1963-й год, когда здесь произошло еще одно катастрофическое землетрясение, унесшее жизнь более тысячи скопьян и повредившее многие здания в городе.
Крепость пришлось восстанавливать, и ее неплохое нынешнее состояние как раз является следствием той реставрации.
Прямо как новенькая.
Туркам, кстати, Скопье обязано и прекрасным мостом через реку Вардар, созданным в XV веке и действующим до сих пор.
Среди столицы самозваных потомков Александра Македонского проживает немало мусульман; именно здесь обосновались многие албанцы, бежавшие из Косово во время известных событий.
Землетрясение 1963-го года было столь мощным, что Скопье пришлось отстраивать практически заново. Старины тут практически нет.
Этнографического вида улочка центра.
Практически Турция; отличие только в некоторых вывесках.
В 2010-м году власти приняли программу развития центра столицы с целью сделать его более привлекательным для туристов.
В рамках этой программы, названной «Скопье-2014», возведены разнообразные монументы, фонтаны и здания с националистическим уклоном.
По общему мнению, получилось просто ужасно.
Даже по отзывам многих местных архитекторов город превратился в наглядное руководство по китчу.
В этом огромном музее собраны те немногие крохи, что удалось притянуть за уши к присутствию тут Александра Великого. При этом любой здешний таксист, захлебываясь, объяснит, насколько македонцы более похожи на знаменитого полководца, чем греки в одноименной области. Какое-то коллективное помешательство.
Современность.
В общем, Скопье не лишен определенного шарма, а крепость и вовсе недурна, но все же в нем слишком мало натуральности и прошлого, а настоящее уродливо и ангажировано.
Не тот город, где следует обязательно побывать, но поскольку в Македонии, в целом, практически нечего делать, игнорировать его точно не стоит.