Согласно легенде, Падуя была основана в 1185-м году до нашей эры Антенором, троянским принцем, сумевшим добраться до данной территории после падения своей родной крепости. Так это или нет, сейчас удостовериться уже не представляется возможным, но археологические раскопки позволили убедиться в том, что уже в XIII-XI вв. до н.э. тут существовало поселение, и основываясь на этом, Падуя претендует на звание одного из старейших городов Венето.
Когда под боком стала разрастаться Римская империя, Падуя предпочла не ссориться, а вступить с ней в союз против альпийских галлов. С -49 г. она и вовсе вошла в состав мощного соседа, пожертвовав самостоятельностью в пользу благ тогдашней цивилизации. В этот период, оказавшись на перекрестье многих торговых путей, Падуя процветает, и одним из немногих тому свидетельств служат руины античного амфитеатра.
Еще один мощный толчок к развитию Падуя получила, попав в юрисдикцию Венецианской республики в 1405-м. Правда, столетие спустя сюда добрались охочие до наживы французы, увидевшие обогатительный потенциал и устроившие осаду, и после ее снятия (город удалось отстоять) венецианцы основательно укрепили оборонительную систему, остатки которой сохранились до наших дней.
Одни из ворот в бывшей крепостной стене.
Кое-где, кстати, еще можно встретить напоминания об еще более древнем рубеже, относящемся к XIII столетию.
В старой части Падуи в первую очередь внимание привлекает палаццо делла Раджоне с громадным залом внутри.
Построенный в начале XIII века, этот дворец изначально предназначался для проведения судебных заседаний.
Он был полностью украшен фресками Джотто, но, к сожалению, они погибли при пожаре 1420-го года, и в XV столетии его вновь расписали уже менее именитые мастера.
Падуя вообще очень гордится своим фресочным наследием, и трудно отказать ей в таком праве.
Церковь Эремитов, открытая в 1276-м, например, также была расписана профессионалами, такими как Андреа Мантенья. Во время Второй Мировой, увы, она сильно пострадала, и многие фрески были утрачены или представлены теперь только небольшими фрагментами.
Любопытно, что в целом храмы Падуи не могут похвастаться избыточной роскошью; интерьер обычно скромен, хотя и опрятен.
Пример потолочного декора.
Что касается фасадов, то они тут буквально напрочь отсутствуют. От этого возникает впечатление, будто смотришь на здание-калеку, которому сделали ампутацию.
Вот, к примеру, местный Кафедральный собор, его, так сказать, «лицо». Нет, серьезно.
Тот самый случай, когда ничем не примечательная боковая стена собора выглядит в разы интереснее.
На этом фоне особенно выгодно смотрится базилика Сан-Антония, возведенная за семьдесят восемь лет практически сразу после смерти этого святого (умершего в 1231-м).
Антуан снискал уважение и любовь за свои пламенные проповеди, вернувшие катаров в лоно Церкви и остановившие внутриитальянские распри. Неудивительно, что его канонизировали буквально как только опустили гроб в могилу.
Базилика украшена куполами, вид которых итальянские зодчие позаимствовали у венецианских коллег, соорудивших собор Сан-Марка в Венеции.
Неподалеку расположена еще одна интересная достопримечательность Падуи, фигурирующая практически на любой открытке – площадь Прато-делла-Валле, устроенная на месте имперского театра на 6400 зрителей, и повторяющая его эллиптическую форму.
Площадь с ее стоящими по периметру скульптурами знаковых для города фигур особенно хорошо выглядит утром, пока не приехали торговцы, своими палатками уродующими ее непомерно.
В целом же, Падуя не является таким уж простым для изучения городом, в силу своего большого размера и разбросанности интересных мест среди довольно посредственной архитектуры.
Можно найти тихие уютные уголки, но их не так и много.
Узкие улицы средневековой части не дают много поводов для восхищения.
Да, в центре есть несколько очень красивых площадей.
Но в сезон они страшно захламлены продавцами.
Гуляя по всему этому, да еще в летнюю жару, устаешь как собака.
Итог: понравилось, но с оговорками.