Сейчас остров Сицилия полностью ассоциируется с Италией, но так было далеко не всегда, и даже Римской империи пришлось изрядно потрудиться, чтобы присоединить его к своим владениям. В числе хозяев сицилийских земель можно встретить финикийцев, карфагенян, византийцев, норманнов, арабов, вандалов (культурные люди были, между прочим), и многих других, но особенно необходимо выделить греков, оставивших после себя богатое архитектурное наследие, удивительно хорошо сохранившееся, и явившееся основной причиной желания приехать сюда. Между тем, другие нации и эпохи тоже многое сделали для придания Сицилии специфического облика, и примером такого урбанистического смешения стилей может служить крупнейший город острова, административный центр, Палермо.
Основан он финикийцами давным-давно, позже стал стоянкой карфагенского флота. Греки, соперничавшие с Карфагеном по поводу средиземноморских торговых путей, захватили Палермо в 275-м году до н.э., но вскоре вынуждены были уступить его Римской империи, не уделявшей поселению должного внимания, в результате чего оно к VI веку окончательно захирело.
Жизнь в него вдохнули очередные оккупанты, арабы, занявшие его в 831-м, постепенно доведя его до статуса важного торгового центра Сицилии. Для защиты от нападения они построили небольшой форт, частично дошедший до нашего времени.
Норманны, испанцы - все придавали этому укрепленному пункту большое значение, и его плачевное нынешнее состояние объясняется лишь неуважительным отношением палермян к своему прошлому, поскольку именно они растащили красивый замок на стройматериалы, оставив только ворота и фрагменты одной из круглых башен.
Именно с норманнами связаны самые красивые постройки города, в частности, громадный Кафедральный собор, возведенный в XII веке в готическом стиле, но со временем приобретший некоторые классические черты.
От оригинального сооружения, существовавшего до современного нам здания, сохранилась крипта, где мрачно и покойники.
Есть что-то жутковатое в прогулке между саркофагами в полутьме...
На возведение, как водится, ушла уйма времени (и денег), но результат завораживает.
Собор славится коллекцией захоронений известных сицилийских королей; они настолько массивны и художественны, что за их осмотр берут отдельных денег.
Кроме того, за мзду можно попасть на крышу собора, откуда и виды хорошие, и детали его самого можно разглядеть. Кстати, этот купол появился в облике сооружения позже всего, уже в XVIII веке.
Милые мордашки.
Без гида наверх не попасть, но пока он что-то рассказывает публике на итальянском, можно качественно осмотреться по сторонам.
Интерьер сейчас имеет классическое и немного строгое оформление.
Мне не так часто попадаются Кафедральные соборы, способные разочаровать, и данный уж точно не из их числа.
Палермо, к сожалению, сильно пострадал во время Второй Мировой, а после разросся ввиду своего столичного статуса, и потому краткие моменты удивительной красоты перемежаются унылыми безликими постройками, и от одной достопримечательности до другой приходится пробираться мимо зданий второго типа, что утомляет. Идешь по тоскливой улице, поворачиваешь вокруг пыльного угла, и вдруг раз - невероятной привлекательности площадь Пьяцца Претория с потрясающим фонтаном.
Площадь просто выдающаяся, и окружена она со всем сторон сплошь архитектурными шедеврами. Рядом, например, находится церковь св. Марии, именуемая просто Марторана, построенная в XI веке и украшенная византийскими мозаиками.
Многие церкви здесь очень богато украшены фресками, Марторана не исключение.
В ее послужном списке значится подработка мечетью, но что поделать, издержки арабского правления.
Вообще, количество церквей в Палермо близко к цифре в триста экземпляров.
Конечно, совсем не обязательно заходить во все из них...
Но в самые центральные определенно стоит, ибо они шикарны. Ниже, в качестве примера, убранство Сан-Джузеппе-деи-Театини, самого значимого образчика палермского барокко.
Еще одна радующая глаз площадь, Пьяцца Вильена. Она круглая, и скругленные фасады всех четырех образующих ее зданий оформлены в едином стиле.
Одни из декоративных городских ворот.
Обычная улица.
Уличная потрепанная временем деталь.
Сразу видно, что в Палермо тоже не без урода - их повсеместно объединяет желание испохабить что-то хорошее.
Продолжение следует...