Гонять из Санкт-Петербурга в Петрозаводск и обратно мне приходилось неоднократно, и со временем эта дорога совсем наскучила: каждый поворот и покосившийся деревенский фасад уже настолько знакомы, что больно на них смотреть. И тут, после большого перерыва, вновь прокатился по тому же маршруту, и обнаружил для себя нечто новое - указатель на некий Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь, совершенно точно ранее на трассе отсутствовавший. Улучив момент, решил заехать и осмотреться, что там и как.
Через пятнадцать километров грунтовой дороги выяснилось, что никто все прошедшие в неизвестности года не прятал тут архитектурную жемчужину.
Здесь православие не показушное, как, например, на Соловках или на Валааме, а вполне обыденное, без изысков.
На плане насчитывается более двадцати объектов, но большинство по размеру уступает даже этому.
Впрочем, монастырь имеет все же отличительную особенность: его деревянные постройки (а других и нет) раскрашены очень ярко, что, безусловно, оживляет территорию.
История его, между тем, отнюдь не коротка, и начинается в 1500-х, когда здесь подвизался отшельничать старец Геннадий, ученик небезызвестного в православных кругах преподобного Александра Свирского. Понравились ему чем-то берега озера Важа, и остаток жизни он прожил в прибрежной пещерке, питаясь впроголодь и наотрез отрицая комфорт.
Монастырь был основан одним из его коллег, Никифором, в 1520-м. Иван Грозный, знавший все обители наперечет, издал особую грамоту, по которой ему полагались земли на версту в каждую сторону.
Счастливые времена процветания периодически сменялись кошмарами и тленом. Так, в XVII веке нахлынули шведы, поубивали, пограбили и пожгли, после чего обитель долго не могла подняться с колен. Собственно, она так никогда не достигла какого-либо высокого и важного значения, будучи постоянно к кому-то приписанной. Только в середине XIX века появились попытки вернуть ей самостоятельность и возродить, но и этим планам не суждено было полностью воплотиться из-за революции.
Понятно, что хозяйственные большевики тут же приспособили территорию под свои нужды (организовали тут детскую колонию), а затем монастырь и вовсе растворился в новом Интерпоселке.
Очередная глава истории монастыря открыта в 1991-м году, когда ему, по доброй русской традиции, все вернули взад. Обитель вновь строится и движется к своему светлому безоблачному будущему.
Пожелаем же этому мероприятию удачи.
Да, а что можно сказать о самом поселке? А ничего нельзя сказать, ибо он катастрофически обыкновенный.
Что ж, на данный момент монастырь может быть интересен только поклонникам духовного туризма. Любителям архитектуры просьба не беспокоиться.