На своем веку повидал немало православных монастырей, и даже уверен, что обгоняю в этом плане многих паломников. И, тем не менее, тяга смотреть на отечественную культовую архитектуру до сих пор не пропала, и даже наоборот, окрепла и превратилась в навязчивую идею.
В связи с этим был организован выезд за пределы Санкт-Петербурга в сторону Лодейного Поля, с целью посетить несколько сконцентрированных вокруг него обителей. Ближе всех оказался Введено-Оятский женский монастырь, и с него, не без помощи GPS, было решено начать.
Итак, точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это произошло где-то на рубеже XIV-XV вв., что, конечно же, все равно, что говорить «в ночь с пятницы на воскресенье».
Сейчас он женский, но поначалу отрекались от мирской жизни в нем исключительно мужчины. То было неспокойное время, полное княжеских распрей и опустошительных набегов, и некоторых жителей эта бестолковость существования заставила обратиться к полному строгих ограничений монашескому быту. Именно эти иноки стали основой монастыря.
Обитель сумела пережить шведское нашествие, и еще более трудное просвещенное время Петра I тоже не смогло ее сломить - с большим трудом, но монастырь выжил.
После 1764-го года он стал «заштатным», т.е. должен был содержать себя сам (штатные монастыри получали дотации от государства). Этому способствовали небольшое возделываемое сельское угодье, уловы рыбы из Ояти, владение скотом, взимание денег за помол зерна на собственной мельнице и т.д.
До начала XIX века монастырь был полностью деревянным.
Главный храм, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, был построен в нынешнем виде в 1817-м; а вот эта небольшая часовня Сергия и Варвары - в середине 2000-х.
Схимонахиня Варвара и схимонах Сергий - родители известного в религиозных и приходских кругах Александра Свирского; оба они здесь погребены.
Нет, этот грустный крест не обозначает их место упокоения; похоронены они были в ныне несуществующей церкви, безжалостно уничтоженной в советские 30-е. Часовня Сергия и Варвары поставлена как раз над их могилами.
Возрождение комплекса началось в 1991-м, когда разрушенное хозяйство было передано Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга - сажать там картошку. С тех пор он прирастает часовнями, зданиями и паломниками.
Появились новые детали.
Запустение отступает.
Но, конечно, есть еще над чем поработать.
В целом - пока не очень впечатляет, но видно, что Введено-Оятский женский монастырь потихоньку развивается и набирается сил.