Вторая Мировая стала страшным испытанием, и не только для людей. Ясное дело, что ради мира никого не жалко, но от некоторых спецопераций союзных войск кровь в жилах стынет. Хорошо известен пример безумно когда-то красивого Дрездена, выжженного практически дотла, но это не единственный случай гуманитарных убийств с благими целями.
Поступившая в британское командование погодная сводка на 16 марта 1945-го года привела к еще одному такому акту трагедии. В сводке был прогноз в районе Вюрцбурга; обещали отсутствие облачности. Судьба города была тут же предрешена.
В предыдущие годы боевых действий он практически не пострадал, что стало одним из факторов принятия решения.
Военные специалисты сознательно выбрали именно его за наличие средневекового центра с обилием фахверковых домов.
Расчет был прост - старые дома быстро полыхнут, и по городу пронесется огненный ураган. Все как по методичке.
Операция была приведена в исполнение в указанную дату, и она прошла блестяще. Вюрцбург не мог сбежать и укрыться, он просто стоял и принимал удар на себя, все 1100 тонн бомб.
Было уничтожено до 89% застройки. Все, что мы видим на фотографиях, стояло в обгорелых руинах.
Мусор убирали аж до 1964-го года.
Отбомбились союзники, в том числе, и по знаменитой резиденции князей-архиепископов.
Она считается шедевром южнонемецкого барокко. Возведена в 1700-х архитектором Балтазаром Нейманом, и стала самым значительным его проектом.
Дворец от бомб пострадал так, что восстановительные работы, начатые в конце 60-х XX века, продолжались до 2006-го года. И это в стране с самой передовой экономикой в Европе; чего уж говорить про Сирию, которая, по всей видимости, уже никогда не будет выглядеть как прежде.
Процесс реабилитации был в самом разгаре, когда ЮНЕСКО решила внести дворец в свой список Всемирного наследия.
Внутри нельзя фотографировать (запрет распространяется и на капеллу, кстати; снимок незаконен), так что пришлось просто бродить вокруг.
Деталь фонтана перед западным фасадом.
Попали зажигательные снаряды и в крепость Мариенберг.
Крепость тут была и во времена кельтского поселения, еще до римлян, но свой нынешний облик она стала приобретать примерно тысячу лет назад.
С 1573-го года началось постепенное переоборудование крепости в замок в стиле эпохи возрождения.
Во время Тридцатилетней войны сюда добрались шведы, и крепость в 1631-м году была ими не только завоевана, но и перестроена в канве барочных трендов.
Чтобы такого больше не происходило, по приказу князя-епископа Иоганна Филиппа фон Шёнборна Мариенбергу добавили мощных бастионов.
Ремонтировать укрепление после суточной бомбардировки 16 марта 1945-го года пришлось почти сорок лет. Один день мирных бомбардировок, и сорок лет кропотливого труда потом.
Опять же, фотографировать внутри запрещено, но после подобного пожара там ничего и не может быть такого, от чего сердце восторженно из груди выпрыгивает.
Что ж, вот такой вот исполосованный шрамами Второй Мировой город.
Возводить его заново вышли все, и в первую очередь женщины, ведь мужское население отправлено было отбиваться от озлобленных союзников за безумные идеи фюрера, и или полегло, или оказалось в плену.
Понятно теперь почему Вюрцбург выглядит как пораженный лишаем современности – никаких денег не хватит выстроить заново аутентичный исторический центр.
Но то, что сохранилось или все же было восстановлено, очень красиво.
Все это говорит о том, насколько зыбко все – сегодня ты титульная нация и правишь миром, а завтра тебя утюжат солдатским сапогом, превращая в прах все, что ты любишь.
В общем, надо ехать смотреть, пока опять кто-нибудь не прилетел с очередными благими целями, ради которых никого и ничего не жалко.