Типаза является, наверное, одним из самых посещаемых археологических памятников Алжира. Причина проста - зона раскопок находится совсем близко (всего чуть больше часа езды) от столицы, и чтобы попасть сюда, не требуется предпринимать какие-либо сложные действия (хотя без эскорта это в принципе в нынешних условиях невозможно).
Правда, слово «раскопки» про Типазу употреблять, безусловно, надо, но как-то не очень хочется.
Отношение к руинам тут настолько наплевательское, что ЮНЕСКО даже включило Типазу в особый список памятников, которым грозит уничтожение; да-да, наряду с Пальмирой и другими историческими местами, попавшими в варварские лапы ИГИЛ.
Город был основан финикийцами в незапамятные времена (или, точнее, в VI веке до нашей эры).
По всей видимости, наибольшего расцвета он достиг при римлянах, под чью власть он перешел с 46-го года.
Изначально ему выдали латинские права (частичное гражданство), но за последующие сто пятьдесят лет он стал полноценной римской колонией, без всякого поражения в чем-либо.
Располагался он вдоль моря, и те сооружения, что оказались между трассой в Шершель и береговой линией, хотя бы частично уцелели. На наше счастье, именно тут находился общественный центр с соответствующими зданиями.
Конечно же, имелся амфитеатр.
Зрелища - они и в Африке зрелища.
На его арене гладиаторы, как и везде по империи, не просто лупили друг друга в морду, а резали заживо, на радость публике.
Театр. Хочется верить, что тут развлечения были поинтеллектуальнее.
Термы, они же бани. Никакой приличный гражданин не мог позволить себе ходить грязным, а потому термы - они неизбежны. Если в археологической зоне римского периода нет терм, это лишь означает, что их пока не обнаружили.
Нимфеум, он же монументальный фонтан.
Безусловно, храмы тоже входили понятие «общественного центра».
Храмы были на разный вкус; по крайней мере, у римлян в плане религии было не все так безальтернативно, как нынче принято.
От храмовых сооружений остались, к сожалению, только основания, хотя наверняка это были самые впечатляющие постройки Типазы.
Ближе к воде стояли виллы богатеев. Так было всегда, и так будет всегда.
Из окон, наверное, красивый вид открывался.
Все самое интересное, вроде напольных мозаик, конечно же, вывезли в столичный археологический музей.
Наконец, уже за пределами города находился некрополь.
Источники указывают, что христианство обосновалось тут довольно рано, еще в III веке, но при этом большинство населения отказалось принять новую веру. Это привело к печальным инцидентам; например, некая дева в нравственном (как ей казалось) порыве выбросила голову языческого божества в море, а жители расстроились и забили ее камнями до смерти.
Тем не менее, в городе появились христианские базилики.
Наикрупнейшая из них, наверное, является самым узнаваемым сюжетом этих развалин.
Даже мозаики сохранились (опять же, все сюжетные произведения напольного искусства вывезены, а под солнцем и непогодой страдают менее ценные геометрические поделки).
После захвата вандалами, небольшого возрождения под византийской оккупацией и завоевания арабами в VII столетии, Типаза пришла в такой упадок, что последние даже прозвали ее Тефассед, что в переводе с арабского означало «сильно разрушенный».
Современный же город был, по сути, заново основан французами в XIX веке.
В общем, копать тут и копать, но Алжиру нет особого дела до археологии, туризма и тому подобных бренностей, ведь в стране есть нефть. Много нефти. Очень много нефти.
Итого - не очень зрелищный, но все же довольно атмосферный памятник, к тому же относительно (в Алжире все относительно) доступный.