Йашха (иногда это название пишется как Яшха) - один из десятков обнаруженных на территории гватемальского департамента Петена индейских городов, и на текущий момент является третьим по размеру после Тикаля и плохо исследованного сайта Эль-Мирадор. А вообще, нам известно двадцать шесть поселений на этой территории (для туристов открыто менее половины), но по оценкам ученых, еще три десятка ждут свой очереди быть найденными и восстановленными - и это XXI век на дворе.
Йашха поистине исполинский, и насчитывает более пятисот сооружений, включая сорок стел, тринадцать алтарей, девять пирамид и так далее.
О масштабе и монументальности говорит тот факт, что город с одноименным озером связывала улица шириной восемьдесят метров - представьте, что чувствовали простые крестьяне, приближаясь к подобным просторным проспектам.
Основана Йашха примерно за шесть сотен лет до нашей эры, а покинута - около 900-го года.
Таким образом, она просуществовала в активной фазе более полутора тысяч лет, прежде чем в XX веке возродиться в виде туристического объекта.
Повторно она была обнаружена в 1904-м, но систематические раскопки произведены только в 70-х. Более того, проекты по стабилизации сохранившихся структур ведутся до сих пор.
Пик процветания Йашха пришелся на Раннеклассический период (250-600 гг.), но памятники того периода практически отсутствуют и дают мало представления о деталях жизни в тот период.
То, что мы видим сейчас, было возведено, в основном, в последние годы существования города.
К сожалению, его развитие в этот раз было подавлено соседями из Наранхо, достигшими большей мощи, и постоянно конфликтовавших с королями Йашха.
Из исторических источников (тех самых стел) нам известно, что нараханцы несколько раз приходили сюда с военными целями, а местные правители становились жертвами этих операций.
Не помогали даже дипломатические шаги (выдача дочери короля за нараханского начальника) - все заканчивалось обычно очередной войной.
Удивительным образом, правда, Йашха, несмотря на такие очевидно не очень успешные результаты на фронтах, никогда полностью не подчинялся Наранхо; как будто каждый раз после битвы вставал, вытирал кровь из разбитого носа и продолжал стоять, глядя исподлобья, на выдыхающегося противника.
Известно также, что когда весь остальной мир майя стал коллапсировать, короли Йашха исхитрились просуществовать дольше других, поддерживая сложившуюся веками политическую систему.
Они даже открыли свой город для многочисленных беженцев из других мест, хлынувших в этот островок стабильности посреди все увеличивающегося хаоса и падения уровня жизни (а то и нравов).
Впрочем, конец все равно наступил.
Найдены следы более позднего присутствия здесь людей (после 900-го года), однако это скорее были остановки по пути куда-то еще, чем осмысленное поселение на насколько поколений.
Часть населения позже переместилась в соседний постклассический Топоште (о чем в другой раз), но масштабы были уже не те.
Йашха же заросла джунглями и исчезла на добрую тысячу лет.
Сейчас она является относительно легкодоступной (чего не скажешь про многих его соседей, куда попасть можно исключительно только на полноприводном транспорте, а то и вовсе на лошадях, и то не во всякий сезон), но добираются до нее отнюдь не все, и потому здесь совсем немного туристов.
Это дает возможность прочувствовать величие города в относительной тишине и приятном одиночестве, когда вокруг только природа и комары.
Заросли добавляют сайту загадочности, хотя можно посетовать на зелень, скрадывающую истинные размеры здешних зданий и примечательных животных.
Если бы город был полностью расчищен, как, скажем, та же Чичен-Ица, то воспринимался бы он совершенно по-другому.
Впрочем, ожидать этого не приходится, ибо чуть ли не всю территорию департамента Петен занимает биосферный заповедник майя, и лес рубить тут имеют право только незаконные картели.
Идеальное сочетание природного и архитектурного.
Одна из местных традиций - встретить закат на верхней площадке одной из пирамид. Посмотреть на ежедневное зрелище приходят не только люди.
Закат обязательно сопровождается восхищенной тишиной. Если кто-то начинает шушукать, на него пшыкает смотритель.
В общем, сокрытая джунглями археологическая жемчужина.