Если мои школьные годы прошли под звуки английского квартета Depeche Mode, перемежаемые отпетыми исполнителями диско из Италии и Германии, то в университет я поступил с твердым осознанием своей любви к музыке несколько другого толка. Постиндустриальные шумы стали кромсать тишину в моей комнате, все более изощренные и вычурные, и одной из команд, открытых в тот период, стал рупор тоталитарной (как тогда всем казалось) пропаганды под названием Laibach, родом из тогда еще дружной и неделимой Югославии. Один из дисков этого эпохального коллектива, содержащий архивные записи и концертные экзорцизмы, имеет название “Ljubljana – Zagreb – Beograd”, и долгое время он оставался для меня просто нагромождением раннего, ничем не скованного, экспериментализма, записанного живьем в указанных городах, слушать который практически всегда было невозможно. Теперь же, когда все эти альбомы давно забыты, данное наименование обрело для меня некий новый смысл, стало как бы руководством к действию. Итак, удалось побывать в первом пункте из перечисленных, Любляне.
Первое неожиданное открытие - Любляна может похвастаться не только средневековыми корнями, но и древнеримским происхождением. Некогда на ее месте располагалось римское поселение Colonia Iulia Emona.
Оно было окружено стенами высотой от шести до восьми метров и укомплектовано почти тремя десятками башен. Их остатки были обнаружены в начале XX века, и отрезок этих укреплений теперь демонстрируется всем желающим.
При раскопках были обнаружены публичные бани, канализация, дома зажиточных граждан и несметное количество черепков, некогда бывших домашней утварью.
После развала Римской империи Эмона на долгие века пропадает из исторических хроник, чтобы вновь появиться в них в XII веке, но уже под новым наименованием. Теперь это был... Лайбах. Подобно многим другим средневековым городкам, Лайбах возник у подножия скалы, где возвышался замок местных герцогов.
Замок возвышается до сих пор, но выглядит он, будто выпотрошенная рыба - пустым и бездушным.
Ни руины римской эпохи, ни замок не являются изюминкой Любляны, хотя, конечно, лишними эти элементы городского ландшафта считать не стоит. Главная прелесть словенской столицы заключается в обаянии Старого города, состоящего из буквально пары улиц, но зато каких!
Тут и суровость с мрачностью в наличии.
И яркость присутствует.
Как-то даже неловко, что сюда пускают автотранспорт...
Хотя, конечно, самое сердце отдано в эксклюзивное кормление сувенирным лавкам и забегаловкам.
Через город протекает река Любляница, некогда бывшая одной из важных торговых артерий античного мира (Эмона построена тут была отнюдь не случайно - артерия требовала присмотра и, если потребуется, защиты). Это свое предназначение река давно потеряла, но теперь добавляет особого очарования Любляне, ибо город, где есть мосты, не может не очаровать. Главный мост тут - Тройной, являющийся комплексом из, как подсказывает название, трех отдельных сооружений, появившихся не так уж и давно (центральный пролет был создан в XIX веке, а два дублирующих по обоим сторонам - в 30-х годах прошлого столетия), но уже заслужил титул памятника национального значения.
Еще один мост.
Мосты неразводные, так что курсируют по реке теперь плоские туристические калоши. Не такие, конечно, «приземистые», как по каналам Санкт-Петербурга...
Набережная Любляницы.
С точки зрения стиля Любляна представляет собой обычную эклектику, свойственную для этой части Европы. В церквях превалируют барочные интерьеры.
Роскошными их не назвать, но и без роскоши они хороши.
Вот еще пример.
В других зданиях чувствуется итальянское влияние.
Двуглавый орел - отнюдь не российское изобретение.
Типичная люблянская площадь в центре, тут всего есть понемногу.
В целом, в Любляне как-то удивительно мило. Слово заезженное, но оно лучше всего описывает возникающее впечатление.
Любляна является одним из немногих крупных столичных городов, откуда не хочется сбежать как можно быстрее.
Где даже обычные памятники не кажутся противными и унылыми.
Где просто хорошо.
Продолжение следует...