21 февраля 1431-го года начался финальный акт драмы земного пути Жанны Д’Арк, известной всему миру девушки, сумевшей воспламенить угасший дух французского сопротивления английской экспансии. Вероломно преданная и оказавшаяся, в конце концов, в руках богословов и англичан (не скрывавших своей ангажированности в процессе по ее делу), Жанна закончила свои дни на костре на площади Старого Рынка в Руане. Именно в этот город и привел нас до мелочей просчитанный туристический план.
С первого взгляда я был очарован - узкие улочки, фахверк, готика; как я скучал по всему этому!
Центральный элемент городского ансамбля, безусловно, шикарный Руанский собор. Кстати, его шпиль является сейчас самым высоким во Франции, а целых четыре года собор наслаждался званием самого высокого здания в мире вообще (в 1880-м году титул пришлось уступить собору в Кёльне).
Руан был основан римлянами, и к IV веку в нем уже красовалась первая базилика, уничтоженная, правда, четырьмястами годами позже. Новый церковный комплекс, достойный трона епископа, начинает возводиться в XI веке.
Первоначально считалось, что собор должен быть выдержан в романском стиле, но строительство затянулось, и в моду вошла готика. В результате в Руане возвели шедевр норманнской ветви этого стиля.
Поскольку и готический вариант строился не быстро, в самой готике тоже произошли изменения. Все трансформации стиля, вплоть до позднего умопомрачительного течения, именующегося красиво, «пламенеющая готика», можно обнаружить на фасаде и внутри собора.
Именно в этом соборе захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце.
Собор несколько раз горел, а союзники сумели уронить на него семь(!) бомб, но все равно в нем сохранились некоторые фрагменты, созданные еще в средневековье. Его посещение производит очень сильное впечатление.
Впрочем, почти любые проявления французской готики повергают меня в восторг.
Меня всегда поражало, сколько труда нужно вложить в создание подобных деталей. Неудивительно, что многие значимые готические здания по большей части оказывались долгостроем.
В городе есть еще одна церковь, немногим уступающая центральному собору, именуется Сент-Уэн, и была попыткой монахов одноименного бенедиктинского аббатства затмить Руанский собор (Сент-Уэн имеет чуть более высокий свод и слегка большую длину центрального нефа).
Хотя строительство также растянулось на несколько веков, все поколения зодчих придерживались изначального плана, разработанного в начале XIV века, и потому здание получилось очень гармоничным.
Внутри несколько пустенько, но зато расположен знаменитый орган Кавайе-Колля. Последний был крупнейшим органным специалистом Франции, а его друг, Шарль Мари Видор, органист и композитор, даже посвятил этому органу одну из своих симфоний.
Монастырский дворик.
А неподалеку расположен монумент в честь Наполеона, того самого, что терпел поражение в России и под Ватерлоо, пытался создать в Европе Французскую Империю, устраивал в церквях конюшни, но, тем не менее, не забыт своим народом.
Готики в Руане действительного много. Еще один ее шикарный пример - Дворец правосудия. И хотя во Второй Мировой сюда тоже шарахнула бомба, после кропотливой реставрации он снова засиял красотой.
Он также представитель «пламенеющей» готики, и потому у него особенно шикарные изящные горгульи.
Нет, не могу спокойно пройти мимо этих мелочей.
Нельзя не упомянуть и средневековые ворота и по совместительству часовую башню Грос-Орлож (буквально - Большие Часы).
Двигаясь через арку башни, нужно не забыть поднять голову.
Ну и, конечно же, местное чумное кладбище, как можно пройти мимо? Некоторые до сих пор считают, что на глубине нескольких метров тут покоятся жертвы некогда косившей население Европы болезни.
Сейчас здесь расположена художественная школа, а о былом предназначении этой земли напоминают соответствующие орнаменты на балках окружающих фахверковых домов.
В общем, гулять по городу просто неприлично приятно.
У меня сложился совсем другой образ Франции; оказалось, что она совсем не однородна по архитектуре. Похоже, в норманнскую ее часть я попросту влюбился.
Обилие радующих глаз деталей тут зашкаливает все разумные пределы.
Вот вход в магазин нижнего белья. Разве не прелесть?
Фотографировал в течение нескольких часов без устали, и потому далее следует небольшое продолжение...