Как-то мой друг съездил в Испанию, откуда на денек махнул во Францию, попав при этом в крепость Каркассон. Позже, рассматривая его фотографии, я жгуче ему завидовал. Зависть - чувство плохое, с ним нужно бороться, и один из способов с ним справиться - увидеть все своими собственными глазами. Итак, мы в Каркассоне.
Каркассон необычен хотя бы уже своими громадными размерами; он занимает территорию, на которой свободно бы разместилось десять типовых замков того времени. И даже нас, детей мегаполисов с их устремленными в космос небоскребами, этот замок-крепость-город поражает до глубины души, что уж говорить о жителях того самого мрачного средневековья.
Крепость, как водится во Франции, возникла не на пустом месте. Римляне облюбовали эту скалу еще во II веке предшествующей нашей эры, построив укрепленный лагерь; но и они не были первыми - еще ранее здесь жили кельты племени вольсков.
Римлян, после падения их Империи, сменили вестготы, устроившие в Каркассоне «штаб-квартиру» и принявшие серьезные меры к ее укреплению.
В 725-м году хозяева снова поменялись; в город въехали сарацины.
По легенде, свое нынешнее название крепость получила как раз в связи с сарацинами. А точнее - с сарацинкой Дамой Каркас, работавшей на должности жены мусульманского царя Балаака.
Попробую легенду пересказать. Карл Великий, к сарацинам имевший стойкое неприятие, пять лет стоял под стенами крепости, пытаясь утомить защитников голодом. В конце концов, из сопротивляющихся в живых осталась только Дама Каркас, призвавшая на помощь смекалку и с ее помощью имитировавшая бурную жизнь внутри стен (выставив в проемах и бойницах многочисленные чучела солдат и метко от их лица обстреливая позиции Карла). Когда пришел совсем край, Дама скормила последнее зерно последней свинье и сбросила ее со стены. Свинья шмякнулась достаточно сильно, чтобы из брюха зерно брызнуло во все стороны - атакующие тут же убедились в благополучии противоборствующей партии и приняли решение убраться восвояси. Дама же от радости стала трубить в дудку; Карл этой трели не услышал, но ему доложили: «Сир, Каркас зовет Вас», или, как говорят французы, “Sire, Carcas te sonne”.
Легенда не уточняет, откуда в городе, где все сожрали все и чуть ли не друг друга, взялись зерно и свинья - и вы меня не спрашивайте.
Впрочем, есть мнение, что Каркассон унаследовал свое наименование все же от римлян, еще в 20-х годах до н.э. упоминавших сие место как «Колония Юлия Каркассо».
Некоторое время крепостью управлял клан Транкевелей, для удобства менеджмента построивший Комталь - замок в замке.
Также в пределах стен была возведена базилика Св. Назария. Церковь не только необычна на вид, но и служила оплотом необычного религиозного учения катар. Оно опровергало воскрешение Христа, обходило стороной все христианские ритуалы кроме "утешения", отвергало крест в качестве символа веры и вообще проповедовало аскетизм, чем завоевало большую поддержку во всем районе Лангедока, центром которого являлся Каркассон.
Говорят, если бы Папа не предпринял мощные усилия по искоренению данного течения, то оно бы с легкостью распространилось по всей Западной Европе.
Город внутри оборудован по последнему слову техники: имеются качественные и безопасные при атаке сортиры.
Это не камин, это один из нескольких входов.
Похоже, здесь строители никак не могли определиться с дизайном.
Сухая статистика нынешних времен: крепость имеет в общей сложности 52 башни.
Совокупная длина двойного ряда стен - около трех километров.
Во времена Столетней войны об эти укрепления в бессилии разбивались войска сына Эдуарда III Английского, которому не помогли не штурм, ни осада крепости.
Это был последний миг триумфа Каркассона; вскоре про него забыли и привели в упадок. К XIX веку крепость стояла полуразрушенной, и только неуемный энтузиазм журналиста Жан-Пьера Кро-Майервилля позволил обратить внимание властей на погибающий памятник архитектуры. Реконструкция заняла десятки лет и массу денег (из-за нехватки которых работы периодически прерывались), но позволила вернуть утраченную внушительность.
Сейчас крепость пользуется огромным спросом у туристов. По улочкам ходят многочисленные экскурсионные группы, а одиночки суетятся у магазинов с сувенирами.
Уединиться практически невозможно.
Но даже несмотря на толчею, гулять по этим узким и древним (пусть и реконструированным) переулкам доставляло массу удовольствия.
Красивое место, от которого веет историей.
Увы, нам не сильно тут повезло с погодой - с утра даже слегка моросил дождик, а солнце выскакивало из-за туч крайне редко. Прощальный снимок пришлось делать в условиях начинающейся грозы.
Можно было бы побродить еще по внутреннему замку, отстояв приличной длины очередь; или прогуляться вдоль реки Од, поглядывая на возвышающиеся крепостные стены, но мы предпочли бежать от ненастья в другую локацию.