Тикаль является, возможно, третьим по популярности после Чичен-Итцы и Паленке археологическим сайтом в Центральной и Северной Америке. Тщательно исследованный еще в XIX веке (а открытый и вовсе в XVII), он является хорошо изученным объектом, подарившим ученым множество сведений про историю индейцев майя. Благодаря своей важности для человечества Тикаль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1979-м году, буквально уже на третьей сессии этой организации.
Огромная область вокруг этого исторического памятника объявлена заповедником.
За въезд в него дерут примерно три шкуры; в целях соблюдения скоростного режима на границе выдается бумажка с проставленным временем, а на стоянке около самого Тикаля она изымается, и разница показывает, тащились ли вы несколько километров со скоростью 20 км/ч, или нарушали, бессовестные.
Масштаб этого древнего города поражает воображение и завораживает.
По разным сведениям, площадь его варьировалась от шестнадцати до шестидесяти квадратных километров.
Известно о примерно трех тысячах построек, из которых раскопано и зачищено от джунглей хорошо если несколько сотен. Отреставрировано и доступно публике к осмотру и того меньше.
В Тикале обнаружены следы жизнедеятельности человека, относящиеся к 1000-му году до нашей эры, но все основные вехи истории этого города пришлись на I-X вв. нашей эры.
Пик могущества Тикаль пережил в V-VII вв.
Путь к нему был тернист. Например, в середине тысячелетия сюда нагрянули войска из Теотиуакана, расправились с руководством и породнились с местной элитой.
Зато через какое-то время влияние Тикаля простиралось на многие десятки километров вокруг.
Расширение зоны контроля неизбежно приводило к конфликтам с другими городами-государствами майя.
На востоке боролся за выживание Караколь (ныне находится на территории Белиза), на севере - Паленке и Калакмуль.
Военный союз Караколя и Калакмуля дорого обошелся Тикалю; состоявшаяся в апреле 562-го года война привела к полному разгрому тикальских сил, принесению в жертву тикальского короля, и тяжелой рецессии в культуре и экономике. Жизнь тут замерла (хотя и не остановилась) на несколько десятков лет.
Постепенно Тикаль оправился и даже основал новые пограничные населенные пункты, но былой «политической» массы ему набрать не удалось.
Последние масштабные строительные работы тут проводятся в VIII столетии.
К концу IX века Тикаль переживает упадок. Бывшие вассалы уже открыто не подчиняются и выбирают своих собственных правителей.
В этот период вся цивилизация майя переживает серьезный кризис; население городов сокращается, и многие семьи перебираются поближе к метрополиям, что приводит к истощению сельскохозяйственных угодий вокруг них.
Есть также предположения, сделанные на основании изучения дренажных систем Паленке, Тикаля и Калакмуля, будто произошли некоторые изменения климата, приведшие к затяжным засухам.
Как бы там ни было, в X столетии Тикаль уже напрочь исчезает с политической карты майя, а на его площадях и в религиозных сооружениях живут лишь несколько обычных семей.
Наверное, это были расхитители гробниц и их родственники, поскольку именно в этот период, презрев страх перед великими предками, негодяи раскапывают и разграбляют все могилы, оказавшиеся на виду и никоим образом не спрятанные.
Еще через столетие Тикаль полностью пустеет и покрывается дождевым лесом, скрывшим его от людей на сотни лет. Даже сейчас на борьбу с ним уходит львиная доля усилий по сохранению этого наследия, ибо стоит чуть зазеваться, как уже на месте пирамиды будет зеленый холм с деревьями.
Одна из пирамид на Центральной площади. Имеет высоту в сорок семь метров.
Знатокам «Звездных войн» этот пейзаж может показаться знакомым, и это не случайно - Тикаль «сыграл» в этом эпике в роли местонахождения базы повстанцев.
Громадина, едва просвечивающая сквозь листву.
Туристов сюда везут автобусами, но поскольку территория города обширна, можно легко дождаться, когда с интересующего объекта все, наконец, уйдут.
Певец.
В общем, здесь царит атмосфера загадочности и некоторой инопланетности, от которой удовольствие получит любой, даже самый пессимистически настроенный к майянским руинам скептик.