В совсем еще несмышленом детстве родители меня привезли в Прибалтику, и одним из первых посещенных городков был как раз литовский Друскининкай, маленький, тихий, уютный, оставивший какой-то уж слишком подозрительно теплый след в сердце. И вот теперь, когда удалось достигнуть финансовой зрелости, пришла пора проинспектировать свои покрытые налетом склероза седые воспоминания.
Удивительно, но город оказался совсем не таким, каким мне его рисовало воображение на основе искаженной прошедшими годами информации.
Слегка угловатый памятник Чюрленису помню.
Строившийся в первой половине XX века неоготический костел Пресвятой Девы Марии (так и оставшийся частично незавершенным) тоже помню.
Смутно припоминаю «сказочное» здание музея «Эхо чащи», может быть потому, что оригинальное сооружение сгорело почти дотла, и нынешняя инкарнация чем-то неуловимо отличается.
Казалось, что тут еще должен быть какой-то очень милый парк с ручьями и деревянными, из веток, мостиками через них, но ничего подобного обнаружить не удалось.
В остальном же он совершенно не похож на то, каким я его себе так долго представлял.
Зато теперь взгляд автоматически выхватывает новые архитектурные объекты. Вот, например, совсем стерлась из памяти православная церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В советское время она была каким-то образом заретуширована?
Раньше мне не было дела до такой красоты.
Раньше на подобное даже не обращал внимания.
Раньше этого попросту не было.
В детстве Друскининкай казался огромным, а теперь, на фоне всего посещенного - маленькая курортная деревня где-то на юге чужой страны.
Впрочем, по-новому симпатичная.
И по-своему родная...
Но расслабляться не стоит, ведь тогда я был оккупантом, и теперь волны ненависти вокруг иногда возникают такие, что хоть топор на них вешать. Тут отчетливо исходят из принципа «Не забудем, не простим»; в стране масса музеев, посвященным страшным, чудовищным годам, когда маленькую гордую демократическую нацию угнетали всеми доступными кровавому режиму средствами. Есть такой и под Друскининкаем, и выступает в роли «дома для престарелых», куда свозят отжившие свое монументы тоталитарного прошлого. Прямо у входа начинается демонстрация нескончаемого кошмара - именно таким маневренным паровозом груженые доверху местными составы отправлялись в Сибирь навсегда.
Территория, уставленная исключительно памятниками, бюстами и барельефами советского периода, выглядит действительно жутковато.
Как будто попадаешь на территорию злого рыцаря Като из повести «Мио, мой Мио»...
Она шагает по трупам, и ее сапоги по локоть в крови.
Сразу понимаешь, что у этих детей не было счастливого детства, а только одна сплошная политинформация.
Вот только за что этот автомат сюда попал? Ведь он был единственным элементом счастья для ребенка в СССР (если конечно, не считать эскимо по 20 копеек). Или это потому, что он разливал тоталитарную, разбавленную тотальным страхом, газировку, а не демократическую, с привкусом свободы, Колу?
Честное слово, в сумраке туда лучше не ездить в сумрачную погоду, тяжелая стоит атмосфера. Находящийся рядом зоопарк, впрочем, является отличным противоядием даже в такой безнадежной ситуации. Яркие твари, совокупляющиеся обезьянки, свежий унавоженный воздух...
Некоторых птичек вижу в первый раз в своей жизни.
Смачный верблюд.
Ох, не знаю, стоит ли туда ездить вообще.
Но, в целом, Друскининкай оставил неплохое впечатление даже сейчас.
Уж всяко оживить свои воспоминания - это лучше, чем дома сидеть, правда?