Которский залив красив не только благодаря своему изумительному горному окружению, но из-за наличия на берегах нескольких симпатичных городков, таких как Пераст, названного так по имени проживавшего тут некогда народца, иллирийского племени пирустов. Хотя археологам удалось обнаружить следы раннехристианской и римской эпох, а гробокопатели даже нашли признаки захоронений неолитического периода, история его начинается всего лишь в XIV веке, и то в качестве деревушки с небольшой верфью.
Но в XV веке сюда приходит Венецианская республика, и все вокруг преображается, превращаясь в цветущие райские кущи.
У Пераста не было защитных укреплений (да и зачем они, если рядом находится мощный и ощетинившийся башнями Котор), и ему нынче нечего предъявить путешественникам. Главный упор в его развитии был сделан на торговлю: ему было позволено беспошлинно торговать на венецианском рынке, что дало многим возможность скопить неплохой капиталец.
Это сейчас принято, урвав куш, отправить детей учиться в хутор в соседнем княжестве, купить несколько дорогущих телег, вступить во владение двумя-тремя замками, переписав их на родственников, а все состояние переправить куда-нибудь в заморские страны. Тогда же люди с достатком всячески поддерживали места своего базирования. Например, богатые перастяне, скинувшись, построили самую высокую колокольню на восточно-адриатическом побережье. Стоит до сих пор.
С падением венецианцев Пераст постепенно обратился в захолустье, используемое как разменная монета, постоянно меняющая хозяев, в число которых входили австрийцы, французы, итальянцы и югославские коммунисты.
В 90-е годы прошлого века Югославия пережила националистическую агонию и развалилась, в результате чего Пераст оказался в Черногории, любимой русскими отпускниками за благоприятные цены и отличные пляжи.
В городе совсем немного достопримечательностей. Например, рекомендуют сходить в местный музей, расположившийся в бывшем дворце Буйновичей.
А можно просто прогуляться по его улочкам, причем многие из них резко взмывают ввысь.
Не каждый может выдержать такое при летней близкой к сорокоградусной жаре.
Даже такому неутомимому ходуну, как я, иногда хочется упасть на пятую точку и побездельничать.
Поблизости от Пераста распложены два острова, также привлекающие внимание туристов.
Первый, имени Св. Георгия, приютил живописное бенедиктинское аббатство, основанное где-то в XII веке, и сейчас недоступное для посещения.
Зато на второй, Госпа од Шкрпела, милости просят. И если первый является полностью естественным, то данный - исключительно рукотворный.
Его основа - едва видимый над поверхностью воды риф. На нем в XV веке два брата-морячка обнаружили икону Божьей Матери, которая, строго и печально посмотрев, излечила одного из них от болезни. Ну как после такого церковь не построить?
Двести лет островок расширяли (был даже издан закон, по которому каждое проходящее мимо судно было обязано бросить в воду как минимум один камень), и церковь, наконец, построили, избрав византийский стиль.
Пераст, пару веков переживавший период процветания под гнетом Венецианской республики, старательно заботился о церкви (частично по причине выпендрежа перед Котором, ибо соседний островок Св. Георгия принадлежал именно ему), вбухивая деньги в украшательство.
Нельзя утверждать, что получилось сногсшибательно, но взглянуть стоит.
В целом, Пераст можно отнести к классу «достопримечательность необязательная», но поскольку в Черногории не так уж и много действительно интересных мест, пренебрегать этим городком точно не стоит.