Шесть квадратных километров, население в тридцать тысяч человек - речь идет о крошечном юридическом образовании под названием Гибралтар, являющимся заморской территорией Великобритании, но, тем не менее, обладающим суверенитетом. Долгое время Гибралтарская скала, один из античных Геркулесовых столбов, принадлежала Испании, но в 1713-м году ее вынудили отказаться от нее в пользу Англии по Утрехтскому договору. Прогуляемся же по этому спорному куску европейской земли.
Поскольку между Великбританией и Испанией нет единого мнения по поводу того, где же между ними проходит граница, а Испания не признает возможность наличия пограничного контроля на своей территории, то, собственно, паспорта проверяют и шлепают в них печати только гибралтарцы.
И первое, с чем придется столкнуться туристу - необходимость пересечь пешком или на транспорте (в Гибралтаре проблемы с парковками) самую настоящую взлетную полосу. Она была построена поперек соединяющего Гибралтар и Испанию перешейка.
Там, где желтенькие высотки - это уже Испания. На снимке присутствует и взлетка, и гуляющие по ней люди - нечасто такое в обычной жизни увидишь.
Статья X Утрехтского договора гласит, что Великобритания получает город и замок Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами. Часть старинных укреплений до сих пор в наличии.
Интерьер уцелевшей башни.
Маврское наследие. Мавров, кстати, с Гибралтара высадили достаточно поздно, в 1309-м году.
Англичане также внесли свою лепту в оборонную мощь.
Испания пару раз пыталась взять все это приступом, но сил не хватало.
Гибралтар ловко справлялся со всеми напастями, кои Испания и ее союзники учиняли ему неоднократно.
Нынче же сражения ведутся в коридорах бюрократических учреждений ЕС и Парламента Великобритании. Испания не теряет надежду получить все взад, хотя население этого клочка земли настроено с испанцами не иметь ничего общего.
Экономически эта территория сильно зависит как от финансовой поддержки Англии, так и от сотрудничества с ЕС. Здесь нет НДС, действует масштабный порт, производится много табачной дребедени, а также располагается множество офисов европейских компаний, ибо офшор.
Сам город, нужно признать, выглядит совершенно невзрачно.
Тут и там легко найти признаки «английскости», но не уходит ощущение, будто бродишь по бледной копии - так, собственно, бывает очень часто во время посещения колоний.
Типичность.
И все же тут полно туристов. Привлекает их, по всей видимости, некая экзотика и романтический флер от ситуации, когда будущее слегка неопределенное.
Хотя, конечно, смотреть тут особо не на что, кроме как на Гибралтарскую гору, превращенную в заповедник и занимающую большую часть территории этой как бы страны.
Скала шикарная, не поспоришь.
Гибралтарцы как могли постарались превратить ее посещение в разнообразный аттракцион. Вот, к примеру, одна из пещер с душой подсвечена.
Свет постоянно меняет оттенки; можно выбирать понравившийся и любоваться им через равные промежутки времени.
Но, конечно, главное развлечение тут - общение с уникальной колонией маготов.
Маготы - единственные в Европе обезьяны, живущие в условиях дикой природы.
По местному поверью, Гибралтар останется английским, пока жив хоть один магот. Маготов тут много, они успешно плодятся - Гибралтару с этой точки зрения явно ничего не угрожает.
Обезьяны эти к туристам абсолютно привычные, ничего не боятся, и тащат все, что плохо лежит. Содержимое открытых сумочек может стать их легкой добычей, нужен глаз да глаз.
Вдалеке виднеется промышленная Испания. И вообще, берег моря тут какой-то совсем не душевный, все отведено под индустриализацию, хотя, казалось бы, мир уже шагнул в постиндустриальную эру, и нужно зарабатывать на биткоинах и прикольных приложениях для айфонов.
Итого - экзотика для галочки, красивая очень местами; однако подкупающая возможностью близкого общения с дальними родственниками (это про маготов, если что).
Жалеть о визите не приходится, но рекомендовать всем и каждому здесь побывать тоже нет особого смысла.