В городе Шавен (также известном как Шифшаун) нет никаких потрясающих архитектурных сооружений. И замок плохенький, и укрепления медины смешные, и дворцы отсутствуют. И все же многие стремятся в нем побывать обязательно собственноручно, хотя даже задачу добраться до него нельзя назвать такой уж тривиальной. Почему?
Все просто - это одно из самых прекрасных мест на земле.
Кто-то даже выразил мнение, что Шавен слишком хорош для этого мира.
И вроде бы ничего особенного, ведь подобные наспех оштукатуренные бетонные коробки можно встретить почти в любом крупном центре страны.
Но все дело, конечно же, в цвете.
Жители до сих пор любовно поддерживают средневековую традицию красить стены в оттенки голубого, что придает этому городку непередаваемый шарм, сохраняющийся даже в ненастную погоду.
Традиция эта восходит к тем тяжелым временам, когда всех мусульман и евреев турнули из Андалусии в XV веке.
Считается, что обретшие здесь новое пристанище иудеи стали применять синие тона в оформлении жилищ, считая, что это делает их ближе к небу.
Существует также версия, будто синий цвет является символом мира и человеколюбия, а дома в него стали окрашивать после прибытия очередной волны беженцев (недостатка в которых на африканском континенте никогда не было).
Как бы там ни было, традиция жива, даря нам незабываемые впечатления от прогулки по местной медине.
Выглядит все это потрясающе. Какое-то действительно неземное оформление.
Даже граффити, и те волшебные.
Просто фонтан.
Старая часть Шавена зажата между более современными (читай – скучными) зданиями, а ее границы очерчивает не слишком выдающаяся крепостная стена.
Оборонительные сооружения тут имеют не только декоративный смысл; город строился изначально с прицелом выстоять против натиска португальцев, активно пытавшихся в тот момент урвать свой кусок колониального пирога.
Большая часть жителей прибыла из Андалусии, и свое новое местопребывание попыталась оформить в духе родины. Эх, увы, в Испании ничего подобного нет, а то не пришлось бы за этими эмоциями забираться в такую далекую глушь.
Долгое время Шавен считался священным местом, и европейцам сюда был запрещен вход под страхом смерти. Самое настоящее «Увидеть Шавен и умереть».
Считается, что первым человеком из «цивилизованного» мира, побывавшим здесь и сумевшим выбраться живым, стал в 1883-м году французский путешественник Шарль Эжен де Фуко, бессовестно притворившийся ради такого случая раввином.
В 1912-м в город вступили испанские войска по результатам Танжерского кризиса, и Шавену пришлось открыть себя для всего остального мира.
Теперь это одно из самых вожделенных направлений марокканского туризма.
Ради привлечения путешественников медина тут содержится в образцовом порядке, контрастируя в этом с другими городами страны, где по историческому центру иногда страшно идти - если не ограбят, то балка какая-нибудь на голову упадет.
Даже кошки опрятные!
Кошачьи отходы жизнедеятельности - это, наверное, единственный в Шавене уличный мусор, нарушающий гармонию.
Типичный марокканский дом, только с шавенским колоритом.
Отели максимально эксплуатируют идею местного декора, доводя ее до некоего экстремума.
А ведь взглянешь снаружи - ничего особенного, почему все восторгами исходят?
В общем, тот случай, когда ехать нужно обязательно, и двух мнений на этот счет быть не может.