Одна из марокканских жемчужин, имперский город Мекнес, произвела смешанные впечатления. С одной стороны, это пышный (в меру, конечно) мегаполис с шумной и насыщенной бытовой жизнью, с массивными претензионными постройками, всем своим видом демонстрирующий важность и напыщенность. С другой, стоит только попасть на узкие улицы медины, как охватывает легкое чувство паники - гам, вонь, мусор и экскременты, норовящие навязать какую-нибудь услугу ушлые дельцы - от этого идет кругом голова и портится настроение. И все же чаша весов скорее склоняется в сторону «понравилось», чем «пустая трата времени», хотя бы потому, что Мекнес выглядит одновременно и относительно цивилизованно, и кричаще колоритно.
Мекнес был основан берберами в X веке на месте более раннего поселения (VIII столетие), носившего имя Касба (в переводе на отечественный - Крепость). В ту пору его знали как Микнаса.
Наибольшего расцвета он достиг в конце XVII века, когда на шестьдесят лет занял позицию столицы государства. Именно тогда здесь строятся все основные достопримечательности, принесшие ему славу «марокканского Версаля» и строчку в списке ЮНЕСКО, в том числе массивная крепостная стена с шестью богато орнаментированными воротами.
Увы, уже в 1721-м году столичные функции у Мекнеса были реквизированы, но своего большого значения он не утратил, и до сих пор является крупным центром торговли, соединенным с основными мегаполисами страны скоростными дорогами очень приличного качества.
Город условно делится на две половины: современную, с МакДональдсом, зовущуюся «Хамрия», и старинную медину, спрятавшуюся за многокилометровой оборонительной стеной.
Простенькие фасады в медине могут быть обманчивы - тут не принято о своем богатстве заявлять слишком явно. За любой такой дверью могут быть и шикарные хоромы, и тривиальные лачуги.
Потолок одного из навесов.
Нужно обладать большим терпением, чтобы в царящей тут суете застать момент, когда на улице никого не оказывается.
В медине красиво выглядят обычно три вещи - мечеть, медресе и фонтан.
Все мечети снабжены похожими квадратными в сечении минаретами, обязательно увенчанными небольшим «фонарем».
Цвет и детали могут отличаться, форма - нет.
Некоторые порталы оформлены весьма искусно.
Зачастую присутствует еще и декоративный деревянный навес, в редких случаях к тому же и раскрашенный.
Ислам запрещает использовать образы людей и животных в живописи, но ничего не оговаривает по поводу узоров и каллиграфических надписей.
Чья-то видавшая уже многое дверь.
Путаная сетка улиц интересна еще тем, что иногда проходит через здания, из-за чего на пути встречаются арки. Арки - отрада любого фотографа и тех, кто таковыми себя считает.
Обычный проулок.
Банальный тупик. На земле можно заметить валяющуюся кошатину.
Кошек в медине как-то зашкаливающе много. Не иначе как таким образом население борется с крысами. Кошки являются авторами большинства уличных экскрементов, кстати.
Пожилых представителей кошачьего племени как-то совсем не видно. Возможно, крысы так просто не сдаются.
Но вообще, конечно, большинство улиц выглядит все же так: сохнущее белье, провода и некрасиво.
Медина не является мертвым музеем для туристов, здесь бодренько живут.
Машинам тут не протиснуться, но вот от мотороллеров спасу нет.
Есть тут, конечно, и показушная часть: и сады, и конюшни на 12000 скакунских голов, и водохранилища сумасшедших размеров, но вот эта сутолока обычной жизни оказалась не менее любопытной.
Никаких причин бояться по медине ходить днем нет, но все равно чувства она вызывает не всегда приятные, учитывая и нечистоплотность, и странные личности, попадающиеся иногда по пути. В целом же, как уже отмечалось, скорее понравилось, хотя бы из-за необычности.