Германия удивительно красива и разнообразна с архитектурной точки зрения, несмотря на пронесшийся по ней смерч Второй Мировой. Безусловно, проекты по восстановлению, пусть даже частичному, утраченных замков, дворцов и просто прелестных домиков влетели в копеечку, но не жалели ее, как будто предвидя туристический бум, наступивший в третьем тысячелетии от рождества одного очень известного персонажа. В этом смысле совсем не повезло той части страны, что называлась ГДР, ибо там с копеечкой было не очень хорошо, да и красоты прошлого ценились не столь высоко. Многие интересные городки пришли в облезлость и упадок без должной поддержки, а сохранивших лоск можно пересчитать по пальцам нескольких рук. В число последних входит Баутцен, расположенный в пятидесяти километрах от Дрездена, сумевший пережить времена Варшавского договора в нетипичной целости.
Европа была густо заселена еще в каменном веке, и Баутцен не исключение - археологи божатся и клянутся мамами, что люди тут жили уже в тот нелегкий период.
Известно, что в III веке на этом месте обосновались восточные германцы, но в Темные века им на смену пришли милзенеры, представители славянского племени, построившие первые какие-никакие укрепления на месте замка Ортенбург.
Кстати, Баутцен сейчас является, помимо всего прочего, столицей лужицких сербов, одного из четырех официально признанных в Германии национальных меньшинств.
В городе на сербский язык продублированы все вывески, что выглядит, конечно, несколько странно.
Но вернемся обратно к истории. В XI веке, в результате очередной сделки, называемой Баутценским мирным договором, город попал во владение Польше, а после вошел в сферу влияния Священной Римской Империи. Именно к XI веку относятся первые упоминания его в сохранившейся литературе.
Владельцы не раз менялись, но главное было неизменно - Баутцен неплохо зарабатывал на торговле, и мог позволить себе если не роскошную, то вполне боеспособную систему оборонительных укреплений, неплохо в наше время представленных.
Башни торчат тут и там.
Самая знаменитая - Старый Вассеркунст, предназначенная для не только для пальбы из пушек и других подручных средств, но еще и для водоснабжения города. В последнем качестве она проработала до 60-х годов прошлого века, а теперь служит музеем. На ее вершину можно подняться, но обещанных в путеводителях потрясающих видов не усмотрел.
В XIX столетии поля вокруг Баутцена становятся ареной сражения армий Наполеона и русско-прусских войск, потерпевших тут неприятное поражение от французского карлика.
В 1945-м году война пришла на улицы города и привела к уничтожению 35% жилищного фонда, не говоря уже про мосты, мостовые и другие полезные в повседневной жизни предметы.
В послевоенное время Баутцен становится известным в новом качестве - теперь как место базирования фабрики по производству горчицы Bautz’ner. Здесь даже имеется соответствующий горчичный музей.
В музей не ходил, да и гурманом меня трудно назвать. Мне больше подавай вот такие проулки, приводящие меня в неизменный необоснованный восторг.
Милый городок, даже в такую максимально неподходящую погоду, когда мерзко, холодно и моросит дождик.
В нем есть что-то такое романтичное...
В солнечную летнюю погоду он смотрится вообще бесподобно, я верю открыткам.
Не мог не побывать на старом кладбище, ведь с мертвыми у меня общаться получается гораздо лучше, чем с живыми.
Прекрасно, прекрасно.
За возможность прогуляться вдоль стен - большое спасибо.
За подобные детали - особая благодарность.
Вывод: Баутцен просто обязан оказаться в ваших маршрутах, если в Дрездене вы задержались на некоторое время. Конечно, зимой он похож на мокрого облезлого кота, и порадует только любителя с розовыми очками на глазах, но летом... летом, уверен, он мил и ярок.