За Римом прочно закрепилось звание «вечного города», но, между тем, он далеко не самый старый в Европе. Как ни странно, занять такую позицию имеет все шансы Пловдив, который в самой что ни на есть Болгарии. Серьезно: Пловдив старше и Рима, и Константинополя, и Карфагена, и Афин; первые поселения тут образовались еще шесть тысяч лет назад.
На протяжении своей истории Пловдив фигурировал под разными именами. Фракийцы называли его Эвмолпиада. Папа Александра Македонского, Филипп II, после завоевания, переименовал его в Филиппополь. Наведовавшиеся в начале нынешней эры римляне вновь изменили сей топоним, преобразовав его в Тримонтий.
При римлянах Тримонтий («город на трех холмах») приобретает большое значение (в сферу его ответственности входит возглавлять провинцию Фракия), и, в соответствии с его статусом, здесь разворачиваются типичные римские градостроительные проекты. Часть из них, вроде форума, сохранились лишь в фундаментальных намеках.
Другие, вроде одеона, имеют более четкие очертания.
Но, безусловно, наиболее хорошо сохранился, и потому имеет определенную известность, римский театр.
Сейчас он приведен в порядок, и до сих пор служит площадкой для различных представлений, на приготовления к очередному из которых мы, черт побери, попали (похоже, мне так и не доведется где-нибудь увидеть римский театр без деревянной сцены, осветительных приборов и матерящихся инженеров).
Еще одно свидетельство былых высот в искусстве и творчестве, достигнутых римской цивилизацией в Болгарии - полы вилл зажиточных жителей. Посмотреть на них можно, спустившись в один из подземных переходов в центре Пловдива.
Что-то странное из той эпохи. Попалось на глаза при знакомстве с мозаичными полами, представленными выше.
Не стоит ожидать слишком многого от античной части Пловдива - в Болгарии далеко не все идеально с сохранностью достопримечательностей любого возраста, но, как мне кажется, его коллекция римских развалин не так и плоха. Впрочем, есть и другие объекты, достойные осмотра.
Вниманию туристов предлагается остаток крепостной стены, сооруженной для защиты от набегов турецких войск. Не помогло, кстати - с 1354-го года и по 1878-й Пылдин (имя, приобретенное к тому моменту) находится под властью Османов. В этот промежуток времени город носит кличку Филибе.
Декор некоторых зданий просто шикарен (по болгарским, очень скромным, меркам).
В XIX веке здесь появляется несколько подобных домов.
В сооружении, чей фасад украшает приведенную выше фотографию, пребывает этнографический музей. Перед входом выставлены то ли скульптуры, то ли экспонаты, не вызвавшие никакого желания идти вовнутрь.
Историческая застройка Пловдива не лишена своей прелести.
Еще улочка.
Впрочем, здесь скорее важна атмосфера, чем непосредственно художественные красоты. Пловдив - второй по величине город Болгарии, а в самом его центре есть такие тихие уголки.
Часто самые красивые произведения архитектуры связаны с религией. В Пловдиве ничего подобного не наблюдается - по-настоящему интересных культовых сооружений обнаружить не удалось.
Оно и понятно - турки со своими типовыми мечетями не привнесли в облик города ценных дополнений, а возродившееся православие было, по-видимому, просто не в силах создать шедевры.
Не говоря уже о том, что плотная застройка совершенно не позволяет толком рассмотреть некоторые из церквей.
Кстати, о мечетях. На стене одной из них мы обнаружили электрические солнечные часы.
За небольшую мзду нас пустили в нее вовнутрь.
Изображать образы людей и животных мусульманская традиция, как известно, запрещает, и художники изворачиваются, как могут, с помощью узоров.
До этого никогда в жизни в мечетях не было, и несколько разочарован - внутри пусто, а из-за отсутствия скульптурной начинки, свойственной христианским храмам, еще и скучно.
В целом, Пловдив произвел несколько двоякое впечатление. С одной стороны, в нем много исторических объектов и следов былого величия. С другой, он выглядит несколько заброшенно, будто его недавно достали из чулана и только-только стали сдувать пыль.
Эстетическая ценность центра города несколько перехвалена; будь буклеты поскромнее, не возникало бы желания постоянно задавать вопрос «ну и где?»
Но это скорее ворчание, чем настоящие жалобы. В родной Санкт-Петербург, отстоящий нынче на почти две с половиной тысячи километров, не тянет совершенно.
Итого: римские руины в наличии, но и без них есть на что взглянуть. Включать в свой болгарский маршрут можно смело.