Как известно, расцвет цивилизации индейцев майя пришелся на вторую половину первого тысячелетия нашей эры (это период в истории Мезоамерики именуется Классическим), но после ее коллапса они не исчезли окончательно, просто их государства уже не обладали былой мощью и масштабом свершений. Так, постклассический город Майяпан возник много позже пройденного пика, где-то в XII веке, и просуществовал до вторжения конкистадоров, после чего надолго выпал из внимания обосновавшихся новых владельцев земель, как, впрочем, и коренных жителей.
Вновь публике его вернули только в 1841-м году.
Обнаружили его Джон Ллойд Стивенс, юрист и путешественник, один из первых исследователей заброшенного мира майя, и Фредерик Кезервуд, художник, сумевший передать в рисунках загадочную атмосферу найденных мест.
Археологическую зону исследовали в несколько подходов, начиная с 30-х годов XX века, и продолжают потихоньку делать это до сих пор.
Сохранились также отчеты первых испанцев, записавших кое-какие устные сведения местных жителей.
Раскопки и библиотечные изыскания позволили восстановить историю Майпана, хотя бы в общем плане.
Основан он, по одной из легенд, мифическим правителем Кукульканом, где-то в XII столетии.
Согласно древней красивой традиции, один из правителей, Хунак Кеель, прокачался до такой степени, что взял приступом знаменитую Чичен-Ицу, разорил ее дотла, и ушел довольный.
Чиченицанцы в долгу не остались, хотя и копили на возврат несколько десятков лет. Ну, обычное дело тут.
Политическая жизнь в Майяпане била ключом. Наемники, зависть, правительственные перевороты - все как у людей.
Силенок хватало и на дальние походы; так, в XV веке была предпринята торговая вылазка в Гондурас.
Являясь региональной столицей, Майяпан сумел аккумулировать достаточно ресурсов, чтобы даже в темные для майя времена соорудить довольно изящный общественный центр с пирамидами и зданиями с колоннами.
И путь пирамиды уже не столь высоки, ядро города все равно выглядит довольно интересно.
Сразу чувствуется, что это не просто населенный пункт, но все же культурная столица.
Сохранились разнообразные детали.
В очередной раз есть возможность убедиться в том, что индейцы мыслили какими-то совершенно другими художественными категориями, чем европейцы.
Есть даже фрагменты росписей, некогда очень активно использовавшихся в декорировании культовых сооружений и зданий знати.
Еще пример.
Стеллы всегда были важным источником сведений о прошлом городов майя; тут их совсем мало, и каждую бережно берегут.
Итого - хороший сайтик, и уж точно лучше по нему гулять, чем жарить бока на пляжах Канкуна.
Что мы, животные что ли какие-то, чтобы загорать?
Вполне можно рекомендовать его к посещению.