В первом тысячелетии нашей эры Центральная Америка переживала необычайный культурный подъем под властью нескольких цивилизаций, среди которых особенно выделялась загадочная майяская. Потом сюда пришли европейцы и разлиновали континент границами, отчего следы этих сгинувших по неустановленной причине индейцев теперь разбросаны по территории нескольких стран - Мексики, Белиза, Сальвадора, Гватемалы и Гондураса. Название последней является чуть ли не синонимом зла, от него веет опасностью, государственными переворотами и убийствами, но этого добра достаточно в истории любого государства, находящегося между Соединенными Штатами и Южной Америкой, и такие привычные мелочи не могут стать причиной отказа от посещения внесенной во Всемирное наследие археологической зоны под названием Копан.
Город этот находился на периферии майянской цивилизации, и про его историю известно совсем немного.
Кое-какие подробности предоставили найденные тут стелы, но они дали только имена царей и датировку их правлений, и буквально совсем ничего про происходившие тут политические события.
Археологам пришлось как следует покопаться, чтобы составить хоть какое-то представление о хронологии развития города.
Теперь уже известно, что сравнительно небольшое поселение тут существовало уже на рубеже эр по нашему исчислению.
Затем за дело взялся представитель знати К’инич-Йаш-К’ук'-Мо, родившийся в Караколе, и совершивший паломничество в далекий Теотиуакан, где он получил все необходимые регалии; после этого он обосновался здесь, с целью закрепиться и оставить царственное потомство. Дело было в 426-м году.
Его миссия увенчалась успехом, и заложенная им династия правила в течение почти четырехсот лет. Ученым известны имена пятнадцати его потомков.
Они владели окрестными горными территориями и поддерживали связи с правителями Тикаля, Караколя и Паленке.
Удалось установить, что наивысшего расцвета Копан достиг на рубеже VII и VIII вв., что, в принципе, коррелирует с историей других царств майя.
Как водится, именно в этот период возводятся самые красивые здания на Акрополе.
Затем один из царственных родственничков решил обрести независимость, собрал армию, и сумел победить. Копан потерял влияние, с ними перестали считаться, и последовал неизбежный упадок.
После 822-го года его дворцы и храмы сожжены, и он вообще становится полностью заброшенным. Причины этого до конца не установлены, но наиболее вероятно сочетание многолетней засухи с политическими неурядицами. Индейцы просто плюнули и ушли в другие земли.
Из того, что в современном Гондурасе нет никаких топонимов, упомянутых вскользь в записях (барельефах) майя, ученые делают вывод о том, что население здесь после этого полностью сменилось как минимум один раз.
Да и населения тут к приходу испанцев было так мало, что последние, несмотря на свою фанатичную набожность, даже не посчитали нужным завести здесь собственный церковный приход.
Само название «Копан» не является оригинальным; так этот древний город называли местные жители. В переводе с нуатле это слово означает «мост».
Систематические раскопки тут начались в конце XIX столетия.
Площадь города оценивается в двадцать четыре квадратных километра.
Вот так выглядят еще не очищенные и не восстановленные сооружения.
Джунгли берут свое.
Приходится постоянно заниматься уборкой.
Индейская жуть.
Рядом с археологической зоной расположился небольшой музей, где выставлены сделанные при раскопках находки.
До чего же искусство индейцев отличается от классического европейского!
Совершенно инопланетные формы и орнаменты.
В общем, это один из величайших городов майя, у которого есть собственная атмосфера.
Кстати, вместо богомерзких голубей тут вот такие птицы бродят.
Наверное, Гондурас не та страна, куда надо стремиться, и путешествие по которой принесет массу положительных впечатлений и удовольствия. Однако и Копан игнорировать не следует, просто попадать в него надо с территории соседней Гватемалы, благо от границы буквально рукой подать.