В славные древние времена на Кипре процветала десятка городов-государств: Пафос, Саламин, Соли, Курион, Китры, Китион, Аматус, Идалион, Ледра, Тамассос. В настоящее время от большинства из них не осталось почти совсем ничего, что, в частности, можно сказать и про Соли, посещением руин которого заманивают туристов на запад Северного Кипра.
Город был основан где-то в бронзовом веке, но, что забавно, свое благополучие основывал впоследствии на медных копях, обнаруженных неподалеку.
Легенды утверждают, что название Соли происходит от имени греческого мудреца Солона, то ли надававшего ценных советов местному царю Филокриту по почте, то ли лично здесь поселившегося на склоне лет.
В период обострения борьбы против хозяйничавших тут персов Соли выступил на стороне союза греческих городов, за что был наказан персидской осадой и покорением. Впрочем, персы не стали селение разрушать, а просто передали его во владение подконтрольным киприотам. Не устоял Соли и против римлян, сдавших местные копи в аренду Ироду Великому. Ирод прислал сюда добрую тысячу соплеменников в командировку, попрактиковаться в рудокопстве.
В начале II века отношения между греческим населением и еврейскими мигрантами накаляются, что привело к двухлетнему кровавому конфликту с резней, и последующему изгнанию евреев с Кипра. На копях становится некому работать, и они постепенно приходят в упадок, как и сам Соли.
В IV веке у Соли новые проблемы - сильное землетрясение не только порушило его, но и привело к исчезновению удобной гавани. Соли становится попросту ненужным.
В результате арабо-византийских столкновений он был приведен в непригодное для жилья состояние, а окончательно с лица земли его стерли относительно недавно строители Суэцкого канала, использовавшие остатки зданий в качестве соответствующего материала.
Нынешний Соли представляет собой довольно унылое зрелище, предлагая путешественнику взглянуть лишь на два сколь-нибудь значительных архитектурных объекта: амфитеатр и христианскую базилику.
Амфитеатр был способен выдержать наплыв посетителей в три с половиной тысячи душ. Создан римлянами на месте более раннего греческого сооружения подобного же толка.
Театр был найден в 30-х года XX века, и от него осталось ровно ничего. Шведские археологи, обнаружившие его, решили не унывать, и произвели реконструкцию, вернув на место сидения и добравшись почти до половины оригинальной высоты.
Десятью годами ранее шведам удалось отыскать следы базилики, к VII веку имевшей внушительные размеры после нескольких расширительных перестроек.
Базилику разрушили персы во время штурма, после чего, через несколько столетий, на ее остове возникла небольшая византийская часовенка.
Стены не выжили, но зато сохранились мозаики.
Самая знаменитая - с изображением лебедя.
В общем-то, и все.
Соли трудно назвать впечатляющим. Тащиться сюда ради открыточного лебедя явно не стоит, кроме пациентов, хронически страдающих увлеченностью археологическими руинами.