Попеременно нажимая то на газ, то на тормоз, привел арендованный автомобиль в маленький городок на окраине вселенной по имени Гранада.
Гранада известна туристам всего мира по многим причинам. Известна уже давно, пусть даже и под другим названием, Илиберра. Так звали свое поселение финикийцы в 500 г. до н. э. Как водится в этом регионе, разные народы передавали Гранаду из рук в руки. Иберийцы - римлянам, те - вандалам, в свою очередь вандалы - византийцам, которые отдали ее вестготам.
В 711-м в Гранаду прибыли мавры, и настала долгая эпоха процветания ислама в регионе.
Гранада стала же и последним его оплотом во время Реконкисты. Именно после капитуляции населявшего Гранаду насридского правителя Мохаммеда XII ислам собрал вещички и отправился на территорию нынешнего Марокко.
Отвоевав жизненное пространство у других религий, христианство принялось творить в Гранаде ужасные дела.
Еврейские погромы стали обычным делом. Ободрать еврея как липку было модным трендом.
Богатый еврейский квартал в Гранаде перестал существовать.
Но евреями христианство не ограничилось, изгнав все нехристианское население, что, между прочим, сказалось на упадке ремесленного производства в городе. В 1499-м в Гранаде запалили один из самых больших антиисламских костров; он поглотил более десяти тысяч манускриптов по исламской теологии, весьма ценных местами. Архиепископ из Толедо пощадил только триста томов, спрятанных в недрах коллегии Сан-Идельфонсо в Алькала.
С тех пор, как в 1531-м здесь был основан университет, ставший основным кормильцем городского бюджета, ничего интересного тут уже не происходило. Разве что некоторые напоминают, что Гранада стала ареной для террористических представлений группировки ЭТА, пару раз взрывавшей тут вживую известных людей.
Вот по городу с такой интересной историей и пришлось гулять.
Что ж, масса прекрасных деталей досталась ему с тех и последующих времен.
Но, конечно же, не ради этого в Гранаду миллионы людей с фотоаппаратами приезжают...
Гранада, в принципе, неплохой город, не лишенный своих интересных моментов, но туристов со всего мира он привлекает отнюдь не своими улочками или, там, уникальными булочными. Путешественников из разных уголков планеты притягивает сюда архитектурное чудо, сотворенное мусульманскими узурпаторами Испании - Альгамбра.
Само название Альгамбра происходит от арабского Al Hamra - «Красный замок». Большинство языковедов сходится на том, что таким образом арабы увековечили цвет высохшей на солнце глины, ставшей основой для кирпичей стен.
Алькабаса (крепость) - древнейшая часть комплекса, постройка которой началась еще в VIII веке и продолжалась не одно столетие. Последние реставрационные работы в ней проводились в веке за номером XX, и мне повезло увидеть все без лесов и местных гастарбайтеров-маляров.
К 889-му веку относится первое упоминание арабского укрепления на этом месте.
В 1333-м (при Юсуфе I) находившаяся здесь королевская резиденция была упразднена, а крепость преобразована в чисто военное заведение. Правители же переехали в законченный комплекс рядом, как раз и являющийся шедевром мавританской архитектуры.
Соответственно, в позднее арабское время внутри стен находился гарнизон со своими помещениями, и с их уходом дворик стал пустовать, что происходит до сих пор. Самое интересное - совершить прогулку между двумя рядами этих самых стен. Они кажутся неприступными, но это не помешало 2 января 1492-го года Алькабасе пасть, что ознаменовало конец Реконкисты.
Также вполне достойное развлечение - забраться на все смотровые площадки, чтобы оценить свысока сумбурный вид Гранады.
Но, опять же, крепость тут скорее на подтанцовках. В качестве основного блюда подается комплекс королевских покоев, созданный двумя правителями династии Насрединов - Юсуфом I (1333–1353) и Мухаммедом V (1353–1391). Снаружи дворцовые постройки выглядят совсем просто, но внутри...
Как только Насредины пали и, собрав вещички, уехали из Альгамбры, началось разрушение дворца: наружное оформление было замазано побелкой, позолоту соскребли - в общем, обычный вандализм. Однако, несмотря на подобное отношение, несмотря на сильное землетрясение XIX века, несмотря на другие неприятности до нашего времени все же частично дошло внутреннее убранство.
Мусульманская религия запрещает изображать образы людей и животных, и арабские художники вынуждены были искать другой выход своей творческой энергии. Таким выходом оказалась удивительно тонкая резьба по камню.
астера искали вдохновение в природе, не терпящей дословных повторений. В Альгамбре трудно найти дублирующиеся шаблоны.
Каждая колонна, каждая стена, каждая арка - все уникально.
Внутрь попасть, кстати, можно только в составе организованной группы, ограниченной в количестве. Лекций у каждого столба при этом не читают, фотографировать дают, и если бы не требование ждать своего часа (прибыв к кассе к десяти, во дворец был записан только на двенадцать), было бы совсем прекрасно.
Христиане, как уже упоминалось, повели себя с доставшимся наследством вполне по-свински. Например, Филип V (1700–1746) построил дворец прямо посреди одного из мавританских зданий. А Наполеон Бонапарт вообще планировал взорвать к черту всю Алькабасу, и только неподчинение одного из полевых командиров, чуть ли не потушившего горящий бикфордов шнур, спасло крепость от полного уничтожения (к слову сказать, одну из башен французы все же успели подорвать).
Существовавшие при дворце хозяйственные и развлекательные постройки или сохранились в виде фундаментов (теперь тут сады), или вовсе были уничтожены: так, общественные бани уступили свое место церкви, посвященной Св. Марии.
Кстати, о садах. Рядом, на соседнем холме Серро-дель-Соль, расположилась летняя резиденция эмиров, Генералиф.
Генералиф - это скорее не про архитектуру, а про ландшафтное искусство. Современники отзывались о нем, как об «одном из самых красивых и уютных садов в мире».
Здесь и правда очень мило и, надо сказать, не так многолюдно - почему-то большинство граждан решает игнорировать эту часть комплекса.
Хотя, между прочим, ей тоже есть чем похвастаться с точки зрения мавританских характерных элементов.
В общем, очень интересно и познавательно.
И, главое, ослепительно красиво; организация ЮНЕСКО, выбор которой иногда кажется спорным, в данном случае сто раз права, включив Альгамбру в свой список всемирного наследия.
К посещению ремендуется однозначно, если еще не.