Волею случая и распродаж в авиакомпаниях, во второй раз в жизни оказался на родине фиатов, в Италии. Один из этих прекрасных автомобилей выдали в прокатной конторе, удержав на карточке какую-то несусветную сумму в качестве залога, и, пришпорив эту сотню с гаком лошадей педалью газа, срочно покатил в центр Милана. В центре Милана высится, или даже, точнее, громоздится Миланский собор, шедевр (нео)готики, и уж очень хотелось его отлицезреть собственными органами чувств.
Собор, конечно, шикарен.
По объему он уступает только собору Св. Петра в Риме да севильскому собрату, и оформлен благообразно, хотя и не сказать, чтобы сногсшибательно. Внутри фотографировать категорически запрещено (китайцы все равно фотографируют, но я не такой), но зато туристам предоставляется возможность прогуляться по крыше, чем я не преминул воспользоваться. Тем более что, как мне кажется, тут гораздо интереснее, чем внутри.
Теперь немного об истории, так сказать, вопроса. Как и некоторые другие гигантские задумки, вроде собора в Кёльне, Миланский собор является редкостным долгостроем.
Первый камень в основание этого сооружения был уложен еще в 1386-м году, при Джане Галеаццо Висконти. Место было уже тщательно намоленное, поскольку до того здесь находилось несколько поколений христианских церквей, в свою очередь, сменивших кельтское святилище и римский храм.
С самого начала архитекторы приняли решение применять готический стиль, что было в ту пору в Италии в новинку. Пришлось привлечь квалифицированных специалистов из Франции и Германии, где, как известно, готические элементы были уже освоены в совершенстве.
Собор начал функционировать по назначению в 1572-м году, хотя полностью еще не был готов.
Кажется, это единственный в мире (ну, или, по крайней мере, в Европе) готический собор, выстроенный из розового мрамора.
Детальки.
Ограждение, чтобы туристы с крыши не свалились в приступе восторга.
Утверждается, что при оформлении внешнего вида собора было использовано около трех с половиной тысяч скульптур. Интересно, входят ли ощетинившиеся противоголубиными шипами горгульи в их число?
Скульптуры тут можно встретить самые разные.
Монументальные...
Неожиданные...
Относящиеся к предмету веры...
Но вернемся к истории создания шедевра. Как ни странно, он долго стоял без главного фасада, и судьбу последнего решил никто иной как Наполеон. Указ довести до конца работы он отдал в начале XIX века, и к 1858-м году собор обрел, так сказать, лицо.
Впрочем, вплоть до 1965-го вносились кое-какие поправки и исправления.
Забавный факт: 13 декабря 2009-го года в премьер-министра Италии, любвеобильного старикана Сильвио Берлускони, бросили миниатюрной копией миланского собора. Наверное, копия была не такая уж и маленькая, раз премьеру пришлось делать пластическую операцию в Швейцарии. Швырнул собором некий псих, отправленный потом на принудительное лечение в клинику. Кинь кто у нас в премьера моделью, скажем, собора Василия Блаженного - век воли не видать, будь хоть трижды невменяемым.
В целом, собор привел в дикий восторг. Потому что это просто удивительной красоты здание, и даже неприветливая погода и надвигающиеся сумерки не смогли впечатление испортить.
Закончив с всесторонним изучением Миланского собора, обнаружил наличие зазора между текущим временем и окончательными сумерками, и бегом буквально ринулся к Замку Сфорца, еще одной знаковой достопримечательности Милана, кроме всего прочего, являющейся символом города. А еще он стал своеобразным прообразом московского Кремля (строители последнего вдохновились его формами башен и зубцами), и очень хотелось взглянуть на оригинал.
Франческо Сфорца исполнял (и весьма грамотно) обязанности Герцога Миланского и был, по утверждению многих источников, искусным политиком, сумевшим успешно противостоять агрессивному поведению других европейских государств. Шикарный замок для собственного безопасного проживания он отстроил себе в середине XV века.
В самом начале XVI века к оформлению покоев и интерьеров был привлечен некто Леонардо да Винчи, но от его работ не осталось практически ничего. Комнаты, расписанные им, были превращены со временем в подсобные помещения, и шедевры мастера канули в Лету.
Примерно через сто лет после создания замок приходит в запустение, а попавшая в пороховой склад молния стала причиной разборки главной башни, названной по фамилии создавшего ее архитектора, Филарете.
В свою очередь, испанский наместник решил использовать укрепления замка для усиления миланских фортификаций в форме звезды, а в покоях внутренних дворцов устроил казармы для солдатни.
По прибытии в Милан Наполеона местное население принесло ему на подпись петицию, мол, замок должен разделить судьбу Бастилии, как символ ненавистной власти герцогов, наместников, королей и других представителей властных профессий. Наполеон, даром что негодяй, уничтожать замок не стал.
Вместо этого он повелел расчистить пространство перед ним, обеспечив появление просторной площади.
С другой стороны от замка виден еще один продукт эпохи Наполеона - Арка Мира. Изначально Бонапарт задумал создать здесь очередную Триумфальную Арку, как в Париже (по некоторым данным, Арка Мира даже ориентирована на центральную ось Парижа), но поражение под Ватерлоо не позволило довести задуманное до конца. Завершали ее уже при австрийцах, давших ей имя в честь мира, наступившего после падения наполеоновской империи.
В середине XIX века потрепанный замок Сфорца решено восстановить, включая некоторые крепостные рвы и погибшую башню Филарете.
Проект был реализован к 1905-му году, когда «кастилло» был открыт для публики. Внутри действует несколько музеев, куда я, к своему сожалению, не попал, затаив такое желание на будущее.
Ну а в целом, Милан, конечно, произвел несколько неоднозначное впечатление. Красота тут слишком близко соседствует с тоскливой унылостью; четкой границы между Старым городом и современной безликостью нет.
На улицах, особенно в туристических местах, масса выходцев из африканских стран, приторговывающих всяким хламом. Торгуют они, понятное дело, нелегально, и чуть что, готовы пуститься в бега.
Масса торговых галерей, где русская речь слышится чаще любой другой. Не понимаю, зачем лететь за тридевять земель, только чтобы сходить в магазин?
Как и в любом большом городе, улицы затянуты проводами.
Не мог не обратить внимания на львиную тематику в оформлении зданий.
К сожалению, световой день совсем подошел к концу, и дальнейшее изучение Милана пришлось прекратить с надеждой на более-менее скорое продолжение.
Что ж, придется вернуться.