В прошлом году, во время прибалтийско-польской экспедиции, к руинам замка Айзкраукле попасть не удалось. По всей видимости, правительство в них не видит никакого туристического потенциала, и это один из немногих объектов подобного рода, не оборудованный вообще никак - ни стоянкой, ни подъездными путями, ни даже тропинкой. Лишь только указатель на трассе позволяет угадать точнее их расположение, да имеется грунтовая дорога, ведущая куда-то мимо и в другую сторону. Осложняет ситуацию еще и то, что замок сейчас окружен частной собственностью, и, сунувшись в первый раз в одну из калиток, пришлось получить щелчок по носу, мол, какие развалины, ничего не знаю, моя земля, вон.
Второй заход сегодня получился более удачным. Проехав немного дальше, чем в первый раз, я позвал на допрос трудившуюся в поле старушку, великодушно разрешившую пройти полями до искомого.
Вожделенное смотрится сейчас вот так.
Конечно же, так оно выглядело не всегда. Когда-то, очень давно, в мрачное и суровое средневековье, Айзкраукле был гораздо целее, и даже строился. Ученые предполагают, что первый камень в фундамент этого сооружения был положен где-то после 1213-го года. Фундамент клался в насиженное место: за несколько лет до этого немецкие рыцари сожгли тут деревянную крепость ливов.
Строительство велось в два этапа. В первую очередь было поставлено несколько укрепленных корпусов, образовавших внутренний двор; тогда же замок обзаводится южной башней, квадратной в плане. В XV веке создаются еще одна или две башни, для солидности.
Практически сразу после появления замок становится объектом притязаний массы народов и религий; его захватывают, возвращают, сдают и раграбливают постоянно. Конечно, от такой жизни он пришел в негодность, и к началу XVII века окончательно был заброшен, превращаясь с тех пор в руины.
Еще в 40-е года XX века тут сохранялось гораздо больше, но кто-то придумал взорвать остатки и использовать их на строительство дороги. Ну что за гад?
Как можно видеть, сейчас не осталось практически вообще ничего.
Другими словами, правительство Латвии, плюнувшее на эту достопримечательность, вполне можно понять. Ненормальные, вроде меня, так или иначе найдут к ней дорогу, а респектабельные граждане ради этой ерунды в такую даль все равно не поедут.