В Луксоре сосредоточено несколько важнейших памятников древнеегипетской цивилизации, и когда автобус просквозил мимо одного из них, Луксорского храма, мне показалось это неправильным. Вместо храма мы заехали в какую-то папирусную фабрику, где втридорога нам пытались всучить какие-то сувенирные поделки - замена, как я решил, совершенно не равнозначная, и я затаил желание побывать в Луксоре еще раз, уже без всяких экскурсий.
К сожалению, Египет - это далеко не Европа, и там мир четко делится на туристический рай и обычный бытовой ад. Хургадский автовокзал относится ко второй категории, и когда я туда сунулся разузнать, можно ли доехать самостоятельно до Луксора, то быстро понял, что даже пытаться такую глупость совершить не стоит. Арабы облепили меня со всех сторон, обещая доставить за копейки хоть на Луну, и даже подождать, пока я там роюсь в любимом кратере на обратной стороне, но в глазах у них читалась радость от возможности ограбить идиота. В общем, самостоятельный туризм в Египте - штука очень небезопасная и требующая особой сноровки, которой у меня попросту еще не было.
Покупать вторую такую же экскурсию тоже не хотелось, и тогда пришла в голову мысль заказать у агентства только лишь доставку в Луксор и обратно. С некоторым удивлением оно согласилось оказать такую услугу, и вот, спустя два дня после первого визита, я снова нахожусь перед Карнакским храмом.
Воистину - это захватывающее зрелище. Масштаб сооружения не может не вызывать восхищения.
Каждый фараон считал делом чести оставить тут о себе память, построив какой-нибудь пилон, отрыв церемониальный бассейн или соорудив гипостильный зал.
От других построек великих правителей, таких как Рамсес II, практически ничего не осталось; Карнак же позволят судить об архитектурных возможностях египетской цивилизации.
Кстати, именно Рамсес II несет ответственность за самую грандиозную часть Карнака - гигантский гипостильный зал длиной 103 метра, насчитывающий 144 колонны.
Первый раз толком по храму (вернее, по целому комплексу связанных между собой храмовых сооружений) прогуляться не удалось; сегодня же компенсирую данный недостаток, заглядывая в удаленные уголки. Например, сюда попал исключительно лишь благодаря какому-то стремного вида арабу, любезно приоткрывшему вход.
Он же провел в какой-то темный чулан, где сохранились краски на стенах.
Естественно, по окончанию осмотра он потребовал бакшиш, причем еще и торговался. Оказалось, полученными деньгами ему нужно было поделиться с охранником. Причем охранник, увидев нашу группку, тут же поинтересовался у араба, мол, эти уже расплатились? Расплатились, утвердительно кивнул головой араб, не нужно в них стрелять из начищенной винтовки.
Несмотря на то, что в храме толчется немыслимое количество народу, легко найти безлюдные места. Дело в том, что солнце шпарит с такой силой, что большинство предпочитает прятаться в тени.
Стена храма - настоящая книга, прочитать которую, правда, без переводчика крайне проблематично.
Типичные представители местной скульптуры.
Вторая важнейшая местная достопримечательность, Луксорский храм, ради которого я затеял все это нелегкое путешествие через пустыню в душном автобусе, связана с Карнаком аллеей сфинксов. Аллея длится более двух километров и сохранилась, конечно же, фрагментарно.
Чтобы не тащиться по пеклу вдоль этих километров, было принято решение воспользоваться гужевым транспортом. Кажется, это единственный случай в моей жизни, когда меня везла обычная лошадь.
Перед Луксорским храмом - еще один довольно длинный кусок аллеи со сфинксами.
Рамсес II и здесь оставил свой след; при нем был создан этот пилон с двумя сидящими статуями, изображающими заказчика. Кстати, обелисков было тоже два, но правый сейчас находится в Париже, на площади Согласия.
Перистильный двор появился на свет также стараниями Рамсеса II. Интересно, что двор этот стал фундаментом для мечети Абу Хаггаг, и когда здесь производились раскопки, местные жители крайне настойчиво протестовали против ее сноса. Так и стоит до сих пор.
Следующая затем колоннада принадлежит эпохе Аменхотепа III.
Фараоны разной степени сохранности.
Отдельностоящий храмик.
Гимн. Или свод законов. Или поваренная книга - я в иероглифах не очень силен.
К сожалению, в Египте в декабре день совсем короток, и к пяти часам становится уже совсем темно. Последний взгляд на Нил - и к автобусу.
Найти автобус, припаркованный у той самой папирусной мастерской, в незнакомом арабском городе, не имея на руках карты - задача не из тривиальных. Свезло поймать такси, знающее эту лавку, и только благодаря этому удалось добраться до места встречи без опоздания. В общем, то еще приключение, но оно того стоило.